История философии

ЕВРАЗИЙСТВО

идеократическое геополитическое и социально-философское учение, морфологический комплекс идей и интеллектуальное движение, конституировавшиеся в 1921 в среде российской эмиграции и сохраняющие идейно-политический потенциал до начала 21 в. Основателями и ведущими идеологами движения Е. выступили Флоровский, Карсавин, Н.Н.Алексеев, Вернадский, Б.Вышеславцев, Н.С.Трубецкой, Р.Якобсон, В.Н.Ильин и др. Возникает как определенное возрождение идей славянофильства, дополненного научно-философскими концептами конца 19 начала 20 вв. (См., например, программу Струве в статье *Великая Россия*, опубликованной в январе 1908: возрождение России на идеях нации и отечества, частной собственности, духовной крепости и свободы лица, мощи и величия государства.) Отличительной характеристикой Е. выступает также *феноменологически обостренное восприятие времени* (Ф.Степун) во всех его психологически окрашенных модусах: горечь поражений в мировой и гражданской войнах, бесприютность эмиграции, завороженность возможным будущим. Программными документами Е. явились сборники *Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев* (София, 1920-1921), *На путях* (1922), *Россия и латинство* (1923), а также манифесты *Евразийство (опыт систематического изложения)* (1926), *Евразийство (формулировка 1927 года) (1927), Декларация Первого съезда Евразийской организации (Прага, 1932). Е. располагало собственной периодической печатью (*Евразийская хроника*; а также газета *Евразия*, изначально с 1929, правда, дезавуированная как орган движения Алексеевым, В.Н.Ильиным и П.Н.Савицким) и разнообразными просветительскими программами. На первом этапе задачей Е. предполагалось *выключить из русской революционной динамики марксистско-коммунистическую идеологию как заведомо негодную, устарелую и реакционную*, а впоследствии *включиться в революционный процесс на основании подлинно новой... обязательно динамической, свежей и молодой идеи*. В *позднем* (конец 1930-х) варианте идеология и теория Е., связываемые также с именами П.Сувчинского, С.Эфрона, П.Арапова и др., нередко трактуются (В.Н.Ильин) как вырождение *русской идеи* в идеал *гегемонии кремлевской мафии над миром*. Как организованное и самоосознающее движение, Е. прекратило свое существование во второй половине 1930-х ввиду явного утопизма идей трансформации сталинского режима в СССР в *евразийском духе*. По мнению представителей Е., правомерно определенное ассоциирование *срединной части* Евразии как географического понятия (а именно территории между линией Балтика Адриатика и Кавказским хребтом, включающей Среднюю Азию, ограниченной Курилами и границей с Китаем на востоке и юго-востоке), с одной стороны, и *местоположения* особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточно-славянских народов русских, украинцев, белорусов, с другой стороны. (У Н.Н.Алексеева Россия центральное *Солнце* Евразии.) По мнению представителей Е., Россия-Евразия характеризуется не только общностью исторических судеб населяющих ее народов и их родственных культур (идея и концепция *месторазвития* Савицкого), но и несомненным единым экономико-политическим будущим. Во вступительной редакционной статье *Исхода к Востоку* отмечалось: *Культура *романо-германской* Европы отмечена приверженностью к *мудрости систем*, стремлением наличное возвести в незыблемую норму... Мы чтим прошлое и настоящее западно-европейской культуры, но не ее мы видим в будущем. С трепетной радостью, с дрожью боязни предаться опустошающей гордыни, мы чувствуем, вместе с Герценом, что ныне *история толкается в наши ворота*. Толкается не для того, чтобы породить какое-либо зоологическое наше *самоопределение*, но для того, чтобы в великом подвиге труда и свершения Россия также раскрыла миру некую общечеловеческую правду, как раскрывали ее величайшие народы прошлого и настоящего*. Опираясь на социологическо-географические выводы Ключевского, Данилевского, С. Соловьева, теоретики Е. акцентировали не только актуальность противопоставления России-Евразии и Западной Европы, но и подчеркивали потенциальную значимость основополагающих традиционной и модернизированной триад российской ментальности: *православие самодержавие народность*, *централизация дисциплина самопожертвование*. Рассматривая экспансию *русской* (восточно-славянской) культуры на всю территорию Евразии как ипостась глобального процесса обретения народами Евразии территориальной целостности, геополитического самосознания и государственности, идеологи движения уделяли особое внимание высокоэффективному культурному и генетическому синтезу *русского* и *туранского* начал евразийской культуры. (В этом контексте очевидны мотивы придания идеологами Е. *огромной историко-геополитической роли* типично евразийской науке кочевниковедению.) По мнению многих из теоретиков Е., попытки *модернизаций* по западно-европейским сценариям в конечном счете оказывались и всегда будут оказываться разрушительными для жизненного уклада евразийских народов. Гипотеза Е. о том, что перспективный этнопсихологический евразийский тип формируется преимущественно на основе языковой палитры восточно-славянских народов, с одной стороны, и *азиатского* культурно-этнического типа, с другой, содействовала легитимизации идеи об особой значимости империи великих ордынских ханов для конституирования традиций евразийской государственности. (Киевская Русь трактовалась идеологами Е. лишь как духовно-нравственная *колыбель* Евразийской цивилизации.) По мнению идеологов Е. (манифест 1926), *мы усматриваем форму симфонически-личного бытия евразийско-русского мира в его государственности... С нашей точки зрения, революция привела к созданию наилучшим образом выражающей евразийскую идею форме к форме федерации. Ведь федеративное устройство не только внешне отмечает многочисленность евразийской культуры, вместе с тем сохраняя ее единство. Оно способствует развитию и расцвету отдельных национально-культурных областей, окончательно и решительно порывая с тенденциями безумного русификаторства. Это сдвиг культурного самосознания, несомненное и важное его расширение и обогащение*. В контексте философии истории и теории этногенеза значимую роль в процессах возрождения идей Е. в конце 20 ст. сыграло творчество Гумилева, работы которого аккумулировали обширный исторический, этнографический материал и подходы *психологии народов* применительно к единому евразийскому пространству. Одновременно, реальные геополитические процессы в *Евразии* конца 20 в. (распад СССР и СФРЮ, крушение системы социалистического лагеря, идеологическая и военно-политическая экспансия Запада) результировались в резком повышении общественного интереса к идеалам Е. Основными характерными чертами идеологии, теории и практики общественного и государственного строительства современного Е. (во многом созвучного Е. *классическому*) правомерно полагать следующее: 1) Идеократия как фундамент государства и общества (по В.Н. Ильину, идеократия *стиль управления страной именно путем идеологической информации масс или, если угодно, путем идеологического их инструктирования, что должно обязательно сопровождаться их заинтересовыванием и пробуждением в них идеологических симпатий, равно как и идеологической динамики*; в основании такой идеологии лежат *идеи-силы* и *идеи-ценности*). 2) Признание сильного государственного властного начала обязательным источником и двигателем социально-экономических реформ, осуществляемых в интересах большинства населения. 3) Отказ от политической конфронтации *на местах*, формирование структур исполнительской власти *сверху вниз*. 4) Возложение ответственности за основной массив стратегических решений вкупе с *направленностью и духом* законодательных инициатив на избираемого главу государства; согласно Алексееву, *по духу своему мы, пожалуй, первый тип русского ордена... кажется, прототипом нашего объединения было *старчество* (Зосима) у Достоевского*. 5) Наделение представительных органов функциями-правами детальной проработки и канонизирования персонифицированных решений лидера нации и государства; согласно В.Н.Ильину, идеократия *ослабляет и отодвигает на задний план обычную государственную и государственно-парламентарную жизнь нынешних государственно-социально-политических комплексов*. 6) Ориентация на гармоничное сочетание государственной и частной собственности, не допускающая подмену практики регулярных волеизъявлений и актов политической воли лидера государства по проблемам общенациональной значимости осуществлением политических программ в интересах различных финансово-экономических групп; по мнению Алексеева, *...с точки зрения *социальной правды*, капитализм никак нельзя защитить. Вернувшись к капитализму... русский народ примет капиталистическую систему условно, не веря в нее и не считая ее *праведной*. Но русский народ есть народ, ищущий правды и не могущий жить без правды... Где же он будет искать ее при возвращении к капитализму? Опять в социализме... Принести гекатомбу жертв, чтобы ввести систему коммунизма, потом отвергнуть ее, как невозможную и несправедливую, чтобы опять начать верить в социализм... Можно наверняка сказать, что этого в России не будет. Русский народ примет правду коммунизма и отринет его кривду. Он, пo-прежнему, будет бороться с эксплуатацией и рабством во имя человеческой свободы, но уже не в коммунистических целях и не коммунистическими средствами... Здоровье будущего русского государства обусловлено тем, что оно также должно быть *государством правды* (*системой государственно-частного хозяйства*). 7) Приоритет интересов сотрудничающих общественных групп в противовес неограниченным индивидуальным потребностям по природе своей асоциальных индивидов. 8) Стремление к достижению сбалансированности между нравственными ценностями и *чистой* экономической целесообразностью. 9) Доминирование православия как религии, органично интегрирующей значимую совокупность догматов евразийских региональных вероисповеданий и т.д. Пафос концепции Е. мечта о едином *богочеловеке*, о всеедином* человечестве стремится противостоять в начале 3 тысячелетия процессам *вестернизации* мира. Тезис многих идеологов последней о естественном стационарном *эшелонированном* ранжировании государств (производителей преимущественно: а) либо новых идей и технологий; б) либо товаров массового потребления; в) либо сырья и вредных материалов) не совместим с русской идеей земного братства людей. (По мнению Н.С.Трубецкого, общезападный шовинизм и общезападный космополитизм тождественны: под *цивилизованным человечеством* их представители понимают ту цивилизацию, которую *в совместной работе выработали романские и германские народы Европы*; под *цивилизованными народами прежде всего опять-таки тех же романцев и германцев, а затем и другие народы, которые приняли европейскую культуру*; *та культура, которая по мнению космополитов должна господствовать в мире, упразднив все прочие культуры, есть культура такой же определенной этнографически-антропологической единицы, как и та единица, о господстве которой мечтает шовинист*.) Определенные центростремительные тенденции в геополитическом пространстве Евразии рубежа 20-21 вв. как результат усилий ряда политических деятелей, ориентирующихся в своей активности на принципиально нетрадиционный обновленческий пафос 21 ст., демонстрируют глобальный потенциал идеи Е.: по выражению Аверинцева, *мыслительного движения на опасной грани философствования и политики*, независимо от его оценок различными идейными течениями, философско-социологическими школами и геополитическими структурами.

  1. евразийствоконцепция русской культуры как феномена который соединяет в себе западные и восточные черты но не относится ни к Востоку ни к Западу. Впервые была сформулирована основате...Альтернативная культура. Энциклопедия
  2. евразийствос. eurasianismo m Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. евразийствосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  4. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО идейнополитическое и философское течение в русской эмиграции х гг. Началом движения стал выход сборника Исход к Востоку София молодых философов и публицистов...Большой энциклопедический словарь III
  5. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО идейнополитическое и философское течение в русской эмиграции х гг. Началом движения стал выход сборника Исход к Востоку София молодых философов и публицисто...Большой Энциклопедический словарь V
  6. евразийствосоциальнополитическое и философское течение возникшее в русской эмиграции х. Доктрина евразийства противопоставляла исторические судьбы задачи и интересы России и Запада ...Геокультурная энциклопедия
  7. евразийствомыслительное движение на опасной грани философствования и политики С. Аверинцев. Доктрина евразийства зародившаяся среди белоэмигрантов была попыткой осмысления октябрьск...Геоэкономический словарь-справочник
  8. евразийствоисторикокультурная и социальнофилософская концепция отводящая России Центральной Азии и Казахстану как особому геосоциополитическому пространству и этнографическому миру ...Евразийская мудрость от А до Я
  9. евразийствоидейнополитическое и философское течение в русской эмиграции х гг. Началом движения стал выход сборника Исход к Востоку София молодых философов и публицистов Н.С. Труб...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. евразийствоидейнополитическое и философское течение в русской эмиграции х гг. Начало движению положил сборник Исход к Востоку София молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  11. евразийствоЕВРАЗИЙСТВОstrongидеократическое геополитическое и социальнофилософское учение морфологический комплекс идей и интеллектуальное движение конституировавшиеся в в среде ро...История философии II
  12. евразийствоидейнополитическая и историкокультурная концепция рассматривающая Россию как серединное место между Европой и Азией. Идеи евразийства сформулировали и развивали в эмиграц...Мировая художественная культура. Словарь
  13. евразийствокорень ЕВР корень АЗИЙ суффикс СТВ окончание О Основа слова ЕВРАЗИЙСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЕВР АЗИЙ СТВ О Слово Евразийство содер...Морфемный разбор слова по составу
  14. евразийствоНачальная форма Евразийство винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  15. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО геополитическое и социальнофилософское учение и интеллектуальное движение сформировавшееся в х в. в среде российской эмиграции и сохраняющее высокий идейноп...Новейший философский словарь
  16. евразийствогеополитическое и социальнофилософское учение и интеллектуальное движение сформировавшееся в х в. в среде российской эмиграции и сохраняющее высокий идейнополитический п...Новейший философский словарь II
  17. евразийствоФилософская концепция в основе которой лежит идея геополитического и этнокультурного единства Евразии восходящая к постулату Россия Евразия неповторимый географический ...Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  18. евразийствоевразийство евразийство а...Орфографический словарь
  19. евразийствоисторикокультурное течение идейного характера смысл которого состоит в утверждении самобытности русского этноса и России в целом выражающееся в сплаве в их культуре и ист...Основы духовной культуры
  20. евразийствотечение русской общественнополитической мысли сложившееся в эмиграции. Ведет свой отсчет с момента выхода в Софии в г. сборника Исход к Востоку. Предчувствия и свершения...Отечественная история в терминах и понятиях
  21. евразийствоидейнополитическое и философское течение в русской эмиграции х гг. Началом движения стал выход сборника Исход к Востоку София молодых философов и публицистов Н. С. Трубе...Политическая наука - Словарь-справочник
  22. евразийствоидейнофилософское направление возникшее в е годы в русской эмиграции и рассматривающее Октябрьскую революцию как трагический но закономерный этап раз вития России. Еврази...Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
  23. евразийствоЕвразийство идеологическое философское течение русской зарубежной мысли возникшее в Европе между двумя мировыми войнами которое поставило в центр своего внимания историос...Политология. Словарь.
  24. евразийствоОрфографическая запись слова евразийство Ударение в слове евразийство Деление слова на слоги перенос слова евразийство Фонетическая транскрипция слова евразийство [эврзи...Полный фонетический разбор слов
  25. евразийствоОрфографическая запись слова евразийство Ударение в слове евразийство Деление слова на слоги перенос слова евразийство Фонетическая транскрипция слова евразийство [эврзи...Полный фонетический разбор слов
  26. евразийствотечение обществ. мысли появившееся в Рус. Зарубежье в нач. х гг. в. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы особенно поздние Н. Я. Данилевский К. Н. Леонтьев. Н...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  27. евразийствоидейнополитическое и общественное учение в рус. послеоктябрьском зарубежье х гг. Впервые заявило о себе выходом сб. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение...Русская философия
  28. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО идейнополитическое и философское течение в российской эмиграции х гг. Начало Е. положил выход сборника статей Н. С. Трубецкого П. Н. Савицкого Г. В. Флоровско...Русская энциклопедия
  29. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО идейнополитическое и философское течение в российской эмиграции х гг. Начало Е. положил выход сборника статей Н. С. Трубецкого П. Н. Савицкого Г. В. Флоровско...Русская энциклопедия
  30. евразийствоевразийство а...Русский орфографический словарь
  31. евразийствоевразийство а...Русский орфографический словарь
  32. евразийствоеуразияшлдк...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  33. евразийствоеуразияшылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  34. евразийствоевразийство евразийства мн. нет ср. [от Европа и Азия] нов. Течение русской философской мысли доказывающее своеобразие русской расовой культуры и родственных ей восточных...Словарь иностранных слов русского языка
  35. евразийствоФилософская концепция в основе которой лежит идея геополитического и этнокультурного единства Евразии восходящая к постулату Россия Евразия неповторимый географический ...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  36. евразийствоФилософская концепция основой которой служит идея геополитического и этнокультурного единства Евразии. Теоретические построения евразийства исходят из постулата РоссияЕвр...Словарь социолингвистических терминов
  37. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО идейнополитическое и философское течение в русской эмиграции х гг. Началом движения стал выход сборника Исход к Востоку София молодых философов и публицист...Современная энциклопедия
  38. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО идейнополитическое и философское течение в русской эмиграции х гг. Началом движения стал выход сборника Исход к Востоку София молодых философов и публицистов...Современный энциклопедический словарь
  39. евразийствосложное геополитическое понятие. Соединяет в себе исторически восточный сектор человеческой цивилизации стратегически актуальный или потенциальный блок государств и нац...Социологический глоссарий к книге «Народы мира в зеркале геополитики»
  40. евразийствоФилософская концепция в основе которой лежит идея геополитического и этнокультурного единства Евразии восходящая к постулату Россия Евразия неповторимый географический ...Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  41. евразийствоодно из направлений русской исторической мысли делающее акцент на разностороннем своеобразии России вытекающем из ее расположения сразу на двух континентах Европе и Азии...Термины и понятия по истории России VI-XVII веков
  42. евразийствоидейнополитическое и философское течение в русской эмиграции х гг. Началом движения стал выход сборника Исход к Востоку молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого...Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
  43. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО евразийства мн. нет ср. от Европа и Азия нов. Одно из контрреволюционных учений в зарубежной белой эмиграции доказывающее своеобразие русской расовой культуры...Толковый словарь русского языка II
  44. евразийствоУдарение в слове евразийствоУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове евразийство...Ударение и правописание
  45. евразийствоУдарение в слове евразийствоУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове евразийство...Ударение и правописание
  46. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО социальнофилософское учение идейнополитическое движение рус. зарубежья наиболее активно проявившее себя в е и е гг. Начало Е. связано с выходом в свет осново...Философская энциклопедия
  47. евразийствоСерв Сера Севр Сев Свора Своз Свитер Свита Светозар Светов Света Свезти Сват Сатир Сати Саров Сари Сайт Саз Рота Рот Рост Роса Рой Роза Ров Рита Рис Рио Риза Риа Рет Рейс...Электронный словарь анаграмм русского языка
  48. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО идейнополитическое и философское течение в русской эмиграции х гг. Началом движения стал выход сборника Исход к Востоку София молодых философов и публицисто...Энциклопедический словарь естествознания
  49. евразийствоидейнополитическое и философское течение в российской эмиграции х гг. Начало Е. положил выход сборника статей Н. С. Трубецкого П. Н. Савицкого Г. В. Флоровского и П. П. С...Энциклопедия История отечества
  50. евразийствоидейнополитическое и философское течение в российской эмиграции х гг. Начало Е. положил выход сборника статей Н. С. Трубецкого П. Н. Савицкого Г. В. Флоровского и П. П. С...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  51. евразийствоЕВРАЗИЙСТВО идеократическое геополитическое и социальнофилософское учение морфологический комплекс идей и интеллектуальное движение конституировавшиеся в в среде россий...Энциклопедия История философии
  52. евразийствоЕвразийство идейное и общественнополитическое течение первой волны рус. эмиграции объединенное концепцией рус. культуры как неевроп. феномена крый обладает в ряду культур...Энциклопедия культурологии