История философии

ДИСПОЗИТИВ СЕМИОТИЧЕСКИЙ

базовый термин концепции означивания Кристевой, конституирующийся в единстве двух своих амбивалентных значений: 1) в системе отсчета гено-текста имплицитный генеративный порядок, порождающий, пронизывающий и тем самым объединяющий плюральную вариативность соответствующих фено-текстов; 2) в системе отсчета фено-текста интегральный гештальтно-семантический инвариант релятивного фено-текстового массива, обусловленный общностью генетического восхождения к определенному гено-тексту и конфигурацией креативного потенциала последнего. Таким образом, Д.С. реализует себя в качестве *транслингвистической организации, выявляемой в модификациях фено-текста* (Кристева). Если гено-текст выступает как процессуальный феномен, не блокированный дискретностью отдельного коммуникативного акта (ни на уровне жесткой однозначности информации, передаваемой в ходе этой коммуникации, ни на уровне жесткой целостности коммуницирующих субъектов см. *Смерть субъекта*), то фено-текст, напротив, представляет собой структуру, актуализирующуюся в конкретной коммуникативной процедуре и подразумевающую наличие как субъекта, так и адресата высказывания. Согласно Кристевой, *гено-текст выступает как основа, находящаяся на предъязыковом уровне; поверх него расположено то, что мы называем фено-текстом*. Д.С. выступает своего рода механизмом связи как гено-текста с соответствующим ему фено-текстовым ареалом, так и между отдельными фено-текстами. С одной стороны, он проявляет себя как *свидетель гено-текста, как признак его настойчивого напоминания о себе в фено-тексте*, являясь *единственным доказательством того пульсационного отказа, который вызывает порождение текста* (Кристева). С другой стороны (на фено-уровне), Д.С. реализуется в качестве интегрального транстекстуального инварианта означивания, делающего возможной интеграцию соответствующих фено-текстов в единое стратегическое поле и дистанцирование последнего от иных фено-текстуальных полей. В общем контексте постмодернистской философской парадигмы Д.С. может быть рассмотрен как типологический аналог таких семантически и функционально изоморфных ему механизмов, как диспозитив комплекса *власти знания* Фуко, как механизмы соотношения ризомы и конкретной конфигурации ее плато, *тела без органов* и временных органов последнего, *хроноса* и *эонов* в модели исторического времени Делеза и т.п. Гено-текст в этом плане может быть поставлен в соответствие процессуальной ризоморфной среде, обладающей креативным потенциалом, или децентрированному тексту, открытому для смыслопорождения: *то, что мы смогли назвать гено-текстом, охватывает все семиотические процессы (импульсы, их раси сосредоточенность), те разрывы, которые они образуют* (Кристева). Собственно, процедура означивания и интерпретируется Кристевой как *безграничное и никогда не замкнутое порождение, это безостановочное функционирование импульсов к, в и через язык; к, в и через обмен коммуникации*. Означивание как остывающая в фено-текстах *практика структурации и деструктурации* (Кристева) реализует себя внутри определенного гештальтно-семантического поля, задаваемого Д.С. Несмотря на то, что означивание всегда стремится (в математическом смысле этого слова) *к субъективному и социальному пределу*, и лишь только при этом условии *является наслаждением и революцией* (Кристева), тем не менее фено-текст объективно не является попыткой трансгрессии по отношению к очерченной Д.С. границе, напротив, задавая семантический ареал фено-текстового массива, Д.С. может быть рассмотрен в качестве своего рода аттрактора означивания. Предложенное Кристевой в сугубо текстологическом контексте понятие *Д.С.* подвергалось позднее различным внетекстологическим толкованиям: от понимания Д.С. в качестве механизма процессуальной самоидентификации субъекта (Т.Мой) до крайней феминистской трактовки Д.С. в контексте осмысления феномена беременности (Э.Джердайн).

  1. диспозитив семиотическийДИСПОЗИТИВ СЕМИОТИЧЕСКИЙstrongбазовый термин концепции означивания Кристевой конституирующийся в единстве двух своих амбивалентных значений в системе отсчета генотекста ...История философии II
  2. диспозитив семиотическийсемиотикалы диспозитив...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  3. диспозитив семиотическийбазовый термин концепции означивания Кристевой конституирующийся в единстве двух своих амбивалентных значений в системе отсчета генотекста имплицитный генеративный поря...Словарь постмодернизма
  4. диспозитив семиотическийДИСПОЗИТИВ СЕМИОТИЧЕСКИЙ базовый термин концепции означивания Кристевой конституирующийся в единстве двух своих амбивалентных значений в системе отсчета генотекста имп...Энциклопедия История философии