История философии

БОЭЦИЙ АНИЦИЙ МАНЛИЙ ТОРКВАТ СЕВЕРИН (480524 КАЗНЕН)

римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение *Утешение философией*. Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены *Начала* Евклида и *Арифметика* Никомаха. Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также *Введение* Порфирия к аристотелевским *Категориям*, что сыграло основополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концептуальный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформление векторов развития последней. Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универсалий (см. Универсалии). Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения: *Наставление в арифметике*, *Наставление к музыке*, *Комментарий к Порфирию*, *О категорическом силлогизме*, *О гипотетических силлогизмах*, *О логическом делении*, *Каким образом Троица есть единый Бог, а не три божества*, *Могут ли *Отец*, *Сын* и *Святой Дух* сказываться о божестве субстанционально*, *Каким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными*, *Против Евтихия и Нестория*. Философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектичностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные как акциденции, что привело к образованию в схоластической традиции устойчивой метафизической пары *субстанция акциденция*. Известная в схоластике метафизическая пара *форма материя* также выделена Б. из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По утверждению Б., Бог не имеет привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, *величие* это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, то есть атрибут. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку *божественности*. При этом *Отец*, *Сын* и *Святой Дух* не являются субстанциальными признаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.