История философии

БЕРГСОНИЗМ

(*Le Bergsonisme*, 1966) сочинение Делеза. Постулируя в качестве *главных вех философии Бергсона* разработку понятий *Длительность*, *Память*, *Жизненный порыв*, Делез формулирует в качестве целей своей книги *установление связи* между ними и представление того *концептуального развития, какое они в себе несут*. По мысли Делеза, основополагающим методом бергсонизма выступает интуиция - *один из наиболее полно развитых методов в философии* сам по себе, по мысли Бергсона, предполагающий *длительность*. (Согласно Бергсону, *размышления относительно длительности, как мне кажется, стали решающими. Шаг за шагом они вынуждали меня возводить интуицию до уровня философского метода*.) Конституируя интуицию как метод, Бергсон различает (по мысли Делеза) *три разных типа действий, задающих... правила метода*: а) постановка и созидание проблем; б) обнаружение подлинных различий по природе; в) схватывание реального времени. (Подробнее см. Бергсон.) С точки зрения Бергсона, проверка на истинность либо ложность должна относиться к самим проблемам. Ложные проблемы подлежат элиминированию из сферы размышлений соответствие истины и творчества должно достигаться на уровне постановки проблем. Как подчеркивает Делез, это означает, что *проблема всегда обретает решение которого она достойна лишь в зависимости от того способа, каким она ставилась, от тех условий, при которых она определилась как проблема, и в зависимости от средств и терминов, какими мы располагаем для ее постановки*. Естественно, истина и ложь трудно разводимы в ходе собственно постановки проблем, поэтому, по мысли Делеза, *крупное достижение Бергсона состоит в попытке изнутри определить, что такое ложь в выражении ложная проблема* . (Подробнее см. Бергсон.) По мысли Бергсона, бытие, порядок или существующее истинны сами по себе; но в ложной проблеме присутствует фундаментальная иллюзия, некое *движение истины вспять*, согласно которому предполагается, что бытие, порядок и существующее предшествуют сами себе или же предшествуют полагающему их творческому акту, проецируя образ самих себя назад в возможность, в беспорядок и в небытие, считающиеся изначальными. Как отмечает Делез, *это центральная тема философии Бергсона; она подытоживает его критику отрицательного и всех форм негации как источников ложных проблем*. В данном контексте существенно то, пишет Делез, что Бергсон осуждает в *несуществующих* проблемах навязчивое стремление (во всех его проявлениях) мыслить в терминах большего и меньшего. *Идея беспорядка, фиксируется в *Б.*, появляется тогда, когда вместо уразумения того, что существует два и более несводимых порядков (например, порядок жизни и порядок механизма, причем один присутствует тогда, когда другой отсутствует) мы удерживаем только общую идею порядка, которой и ограничиваемся, дабы противостоять беспорядку и мыслить в связи с идеей беспорядка. Идея небытия появляется, когда вместо схватывания различных реальностей, неопределенно замещаемых одна другой, мы смешиваем их в однородности Бытия вообще, которое может быть противопоставлено только небытию, может относиться только к небытию... Каждый раз, когда мыслят в терминах большего или меньшего, то уже игнорируют различия по природе между двумя порядками, между [видами] бытия, между [типами] существования... Первый тип ложной проблемы надстраивается... над вторым: идея беспорядка рождается из общей идеи порядка как плохо проанализированный композит, и так далее*. Согласно Делезу, *возможно, самая общая ошибка мышления, ошибка, присущая как науке, так и метафизике* это *воспринимать все в терминах большего или меньшего, не видеть ничего, кроме различий в степени и различий в интенсивности там, где более основательным образом присутствуют различия по природе*. Такое положение дел Делез именует *фундаментальной иллюзией, неотделимой от наших условий опыта*. По его мысли, хотя Бергсон и полностью переинтерпретировал идею И.Канта о *неизбежности* иллюзий, порождаемых разумом в своей собственной глубине, суть проблемы он трактует созвучным образом: иллюзия у Бергсона коренится в самой глубине интеллекта: она не рассеивается и не может рассеяться, скорее, ее можно только подавить. По мнению Делеза, вычленение ряда правил бергсоновской интуиции (см. Бергсон) характеризует данный метод как *проблематизирующий (критика ложных проблем и изобретение подлинных), дифференцирующий (вырезания и пересечения), темпорализирующий (мышление в терминах длительности). Этим выводом завершается первая глава *Б.*, названная Делезом *Интуиция как метод*. Во главе второй *Длительность как непосредственное данное* Делез обращает внимание на две фундаментальные характеристики длительности по Бергсону: непрерывность и неоднородность. Таким образом понимаемая длительность выступает у Бергсона уже в качестве условия любого опыта: длительность постольку оказывается *памятью прошлого*, поскольку *воспоминанию о том, что произошло в пространстве, уже следовало бы подразумевать длящийся разум*. Согласно Бергсону, пространство это многообразие внешнего, одновременности, расположенности, порядка, количественной дифференциации, различия в степени; это числовое многообразие, дискретное и актуальное. Длительность же оказывается внутренним многообразием последовательности, расплавленности, неоднородности, качественной различенностью, или различием по природе; виртуальным и непрерывным многообразием, не сводимым к числам. Как отмечает Делез, *у Бергсона речь идет не о противопоставлении Многого и Единого, а напротив, о различении двух типов многообразий*. На первый план тем самым выступает противопоставление *качественного и непрерывного многообразия длительности* *количественному и числовому многообразию*. Определенное разъяснение этой проблемы Бергсон осуществляет (*Опыт о непосредственных данных сознания*), разводя субъективное и объективное: *Мы называем субъективным то, что нам представляется совершенно и адекватно известным, объективным же то, актуальная идея чего может быть заменена непрерывно возрастающей массой новых впечатлений... Актуальное, а не только возможное предвосхищение деления неделимого есть именно то, что мы называем объективностью*. Согласно Делезу, *фактически, Бергсон четко указывает, что объект может быть разделен бесконечным числом способов; значит, даже до того, как эти деления произведены, они схватываются мышлением как возможные без того, чтобы что-нибудь менялось во всем обличье объекта. Следовательно, эти деления уже видимы в образе объекта: даже не будучи реализованными (а просто возможными), они актуально воспринимаются или, по крайней мере, могут быть восприняты в принципе*. Таким образом, в соответствии с позицией Бергсона (*Материя и память*), у материи никогда не бывает ни виртуальности, ни скрытой силы, и именно поэтому мы можем уподобить ее *образу*; несомненно, в материи может присутствовать нечто большее, чем в имеющемся относительно нее образе, но в ней не может быть ничего такого, что по природе отличалось бы от образа. В развитие данного тезиса (*Мысль и движущееся*) Бергсон впоследствии отмечал, что у материи *нет ни внутреннего, ни изнанки... [она] ничего не скрывает, ничего не содержит ...не обладает ни силой, ни какой-либо виртуальностью ...[она] разворачивается только как поверхность и является лишь тем, что предоставляет нам в каждый данный момент*. Тем самым, резюмирует Делез, объектом, объективным у Бергсона, называется не только то, что делится, а то, что, делясь, не меняется по природе. Итак, это то, что делится благодаря различиям в степени. (По мысли Бергсона, *пока речь идет о пространстве, можно продолжать деление сколько угодно: это ничего не меняет в природе того, что делят*.) Субъективное же (или длительность) у Бергсона, по Делезу, выступает как нечто виртуальное, как нечто, находящееся в перманентном процессе актуализации. В главе третьей *Память как виртуальное существование*, Делез обращает внимание на *замечательный отрывок, где Бергсон подводит итог всей своей теории*. Согласно данному фрагменту, когда мы ищем ускользающее от нас воспоминание, *мы осознаем при этом, что совершаем акт sui generis, посредством которого отрываемся от настоящего и перемещаемся сначала в прошлое вообще, потом в какой-то определенный его регион: это работа ощупью, аналогичная установке фокуса фотографического аппарата. Но воспоминание все еще остается в виртуальном состоянии: мы пока только приготавливаемся таким образом к его восприятию, занимая соответствующую установку. Оно появляется мало-помалу, как сгущающаяся туманность; из виртуального состояния оно переходит в актуальное.,.*. По мнению Делеза, особо значимо то, что в прошлое мы перемещаемся сразу (*скачком в онтологию*); есть некое *прошлое вообще* не особое прошлое того или иного настоящего, а подобное онтологической стихии, данное на все времена как условие *прохождения* каждого особого настоящего. Мы перескакиваем в бытие-в-себе прошлого и лишь затем воспоминание начнет обретать психологическое существование: по Бергсону, *из виртуального состояния оно переходит в актуальное*. Аналогично памяти у Бергсона интерпретируется и язык: мы сразу попадаем в стихию смысла, а потом в какую-либо ее область. В целом, по мысли Бергсона: 1) мы сразу перемещаемся скачком в онтологическую стихию прошлого; 2) есть различие по природе между настоящим и прошлым; 3) прошлое не следует за настоящим, которым то вот-вот было, а сосуществует с ним; 4) то, что сосуществует с каждым настоящим, это все прошлое целиком. Бергсон отчетливо показывает, как мы по необходимости верим в то, что прошлое следует за настоящим, стоит нам принять только различие в степени между ними. Так, с точки зрения Бергсона: *если восприятие определяется как сильное состояние, а воспоминание как слабое, причем воспоминание восприятия является ничем иным, как тем же самым ослабленным восприятием, то нам кажется, что память должна бы ждать, чтобы зарегистрировать восприятие в бессознательном, что восприятие должно уснуть в воспоминании. И вот почему мы считаем, что воспоминание восприятия не может ни создаваться вместе с восприятием, ни развиваться одновременно с последним*. Как отмечает Делез, *бергсонианский переворот ясен: мы идем не от настоящего к прошлому, не от восприятия к воспоминанию, а от прошлого к настоящему, от воспоминания к восприятию*. Таким способом происходит адаптация прошлого к настоящему, утилизация прошлого в терминах настоящего то есть то, что Бергсон именует *вниманием к жизни*. Делез формулирует в четвертой главе (*Одна или несколько длительностей?*) главную идею *Материи и памяти*: движение приписывается Бергсоном самим вещам так, что материальные вещи принимают непосредственное участие в длительности и, следовательно, формируют ее предельный случай. Непосредственные данные превосходятся: движение столь же вне меня, сколь и во мне; само Ego лишь один из многих случаев в длительности. Анализируя полемики Бергсона о *Теорией Относительности*, Делез суммирует соответствующие идеи его текстов в следующей формуле: *Есть только одно время (монизм), хотя есть и бесконечность актуальных потоков (обобщенный плюрализм), которые необходимо задействованы в одном и том же виртуальном целом (ограниченный плюрализм)*. Произведя в заключительной главе анализ *жизненного порыва* как *движения дифференциации* (см. Жизненный порыв), Делез отвечает на вопросы, поставленные в начале книги *Б.*. По его мысли, *Длительность по существу определяет виртуальное многообразие (то, что различается по природе). Память появляется как сосуществование всех степеней различия в данном многообразии, в данной виртуальности. Жизненный порыв обозначает актуализацию такого виртуального согласно линиям дифференциации в соответствии со степенями вплоть до той конкретной линии человека, где Жизненный порыв обретает самосознание*.

  1. бергсонизмБЕРГСОНИЗМ а м. bergsonisme Философская систем Анри Бергсонаem ....Исторический словарь галлицизмов русского языка
  2. бергсонизмБЕРГСОНИЗМstrongLe Bergsonisme сочинение Делеза. Постулируя в качестве главных вех философии Бергсона разработку понятий Длительность Память Жизненный порыв Делез форму...История философии II
  3. бергсонизмсочинение Делеза Le Bergsonisme . Постулируя в качестве главных вех философии Бергсона разработку понятий Длительность Память Жизненный порыв Делез формулирует в качестве...Словарь постмодернизма
  4. бергсонизмБЕРГСОНИЗМ Le Bergsonisme сочинение Делеза. Постулируя в качестве главных вех философии Бергсона разработку понятий Длительность Память Жизненный порыв Делез формулируе...Энциклопедия История философии