История философии

АНТИЭДИП

парадигмальная фигура постмодернистской философии, фиксирующая отказ последней в общем контексте переосмысления феномена детерминизма (см. Неодетерминизм) от презумпции принудительной каузальности, предполагающей наличие внешней (по отношению к объекту изменений) причины как фактора внешнего причинения. Введена Делезом и Гваттари в контексте методологии шизоанализа. В отличие от психоаналитической (см. Психоанализ) интерпретации бессознательного как травмирующим образом детерминированного со стороны внешних факторов, шизоанализ постулирует не только возможность, но и необходимость конституирования субъективности (бессознательного) в качестве свободного, и в первую очередь это предполагает свободу от внешнего причинения, принудительной каузальности, что влечет за собой аксиологическую негацию символа Отца в его традиционном психоаналитическом понимании и интенцию на разрушение Эдипова комплекса как базового символа классической традиции. В данном аспекте установка шизоанализа во многом совпадает с установкой структурного психоанализа Лакана, усматривающего в деспотизме *символического порядка* языка символизацию отцовской доминанты (см. Лакан). В обрисованном контексте шизоанализ обозначает свою резко критическую позицию по отношению к психоанализу, радикально дистанцируясь от последнего. Основанием указанной критики выступает то обстоятельство, что, по оценке шизоанализа, *психоанализ принимает участие в буржуазном угнетении в самом общем виде* (Делез, Гваттари). Сущность этого участия заключается, по мнению Делеза и Гваттари, в педалировании психоанализом идеи детерминированности (травмированности причем, с точки зрения шизоанализа, параноидальной) бессознательного со стороны внешних по отношению к нему социальных структур вне какой бы то ни было попытки исследования условий возможности его свободы. Типичным примером в данном случае может служить культивируемый психоанализом *фамилиализм*, интерпретационно погружающий функционирование бессознательного в детерминационную зависимость от такой *псевдоструктуры*, как семья. Делез и Гваттари говорят в этом контексте об *эдипизации* бессознательного, сознания и культуры в целом: *параноидальный отец эдипизирует сына*. Таким образом, согласно шизоаналитической оценке, *психоанализ... не только в теории, но и на практике подчиняет бессознательное древовидным структурам, иерархическим графикам, резюмирующей памяти, центральным органам*. Сама психоаналитическая процедура, по мнению Делеза и Гваттари, имеет своим результатом усугубление того калькирования отцовской доминанты, которое является неизбежным следствием фамилиализма, в то время как бессознательное в свободном своем проявлении должно быть не однозначной линейной *калькой*, но открытой для версификационных прочтений *картой* (см. Ризома, Номадология, Шизоанализ, Тело без органов): *Фрейд заведомо принимал в расчет картографию /автохтонного для пациента бессознательного M.M./... но лишь для того, чтобы совместить ее с фотографией родителей*. В этом смысле практика психоанализа оценивается в шизоанализе как травмирующая: *Задумайтесь о том, что произошло с маленьким Хансом в детском психоанализе: его ризому безжалостно крушили, пачкали его карту, куда-то прятали ее, блокировали все выходы до тех пор, пока не удалось внушить ему стыд и чувство вины, пока стыд и чувство вины не укоренились в нем*. В противоположность этому, шизоанализ ставит перед собой диаметрально иные задачи, *добивается совсем другого состояния бессознательного*: для данной методологии главная цель заключается отнюдь *не в том, чтобы редуцировать бессознательное*, но, напротив, в том, чтобы его *создать* на основе (и, в свою очередь, как основу) *новых высказываний, других желаний*. Пафос шизоанализа заключается в высвобождении бессознательного из-под гнета *псевдоструктур*, освобождении шизоидальных потоков желания от параноидальных ограничений: по словам Делеза и Гваттари, *позитивная задача шизоанализа: обнаружение у каждого машин желания, независимо от любой интерпретации*. Бессознательное трактуется шизоанализом в качестве самодетерминирующейся процессуальности, т.е. как *нечто, порождающее самого себя*. Поскольку первым бастионом психоанализа, на который обрушивается шквал шизоаналитической критики, выступает *фамилиализм*, постольку самый разрушительный удар направляется на концепт *Эдипова комплекса*. Базовая для психоанализа метафора Эдипа становится для шизоанализа олицетворением однозначно линейной внешней каузальности, и в этом контексте вынесение концепта *Анти-Эдип* в заглавие первого тома *Капитализма и шизофрении* может быть истолковано как фиксация антилинейной ориентации шизоаналитической методологии. Фигура Эдипа интерпретируется шизоанализом как принципиально альтернативная свободной (*сингулярной*, *молекулярной*, *шизофренической*) форме бессознательного, противопоставляющая ей презумпции связанности (*молярности*, утраты самости в агрегате) и подчиненности центру этого агрегата, олицетворенному в структуре семьи Отцом (ядром нуклеарного агрегата). По формулировке Делеза и Гваттари, *функция Эдипа как догмы или *нуклеарного комплекса* неотделима от насилия*. Целью шизоанализа становится *деэдипизация бессознательного*, а лозунгом *шизофреническое вместо Эдипова*. Фигура Эдипа фактически подвергается в шизоанализе остракизму: по образному выражению Делеза и Гваттари, *бессознательное изначально сирота*. В контексте оппозиции *Шизофрения Паранойя* (см. Шизоанализ) Эдипов комплекс локализуется на предельно параноидальном полюсе, в то время как *шизофреник сопротивляется невротизации. Имя Отца к нему не прилипает*, а потому он фактически персонифицирует собою свободу, выступая носителем бессознательного, прорвавшегося сквозь ограничения *социальных машин* и реализовавшего себя поперек жестких направляющих осей интегральных *псевдоструктур* социальности, в первую очередь семьи: *желание сирота, анархист и атеист*. Наряду с фигурой А.-Э. фундаментальный для постмодернистской интерпретации детерминизма отказ от идеи внешней причины находит свое выражение в серии аналогичных парадигмальных фигур: применительно к постмодернистской текстологии в этом ряду может быть обозначена фигура *смерти Автора* как внешней причиняющей детерминанты текста (см. *Смерть Автора*), применительно к *генеалогии* (см. Генеалогия) и номадологии (см. Номадология) фигура *смерти Бога* как финальной и исчерпывающей внешней детерминанты (см. *Смерть Бога*). Семантический изоморфизм данных фигур находит свое выражение в их параллельном употреблении многими авторами: так, например, по Р.Барту, если классически понятое *произведение включено в процесс филиации*, то постмодернистски понятый текст не предполагает наличия внешней по отношению к нему (вне-вербальной) причины, ибо он есть не что иное, как преходящее состояние самодостаточной процессуальности письма, по выражению Р.Барта, *что же касается Текста, то в нем нет записи об Отцовстве*. (См. также Неодетерминизм, *Смерть Бога*, Шизоанализ.)

  1. антиэдипАНТИЭДИПstrongпарадигмальная фигура постмодернистской философии фиксирующая отказ последней в общем контексте переосмысления феномена детерминизма см. НЕОДЕТЕРМИНИЗМ от...История философии II
  2. антиэдипф.п. антиэдип...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  3. антиэдиппарадигмальная фигура постмодернистской философии фиксирующая отказ последней в общем контексте переосмысления феномена детерминизма от презумпции принудительной каузал...Словарь постмодернизма
  4. антиэдипАНТИЭДИП парадигмальная фигура постмодернистской философии фиксирующая отказ последней в общем контексте переосмысления феномена детерминизма см. Неодетерминизм от пре...Энциклопедия История философии