История философии II

ИНЬ


ЯН и ИНЬ
взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная — означает И.; однако каждая из половин включает в себя кружок — вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом.В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Я. и И., взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Я. и И. описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем — другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. И. (Земля) и Я. (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция ‘жизненной энергии’ (‘ци’ — кит., ‘ки’ — япон.). Взаимодействие И. и Я. продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник — феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз (‘схватываемых’ магическими знаками-символами ‘гуа’) — в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается ‘монада’ жизни — взаимодополняющие друг друга И. и Я. Они — первооснова всяческих перемен, несущая конструкция ‘Великого предела’ (‘Тайц-зы’) — неизбывного источника. Я. выступает как ‘внутренняя’ жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; И. — как внешний мир, отступающий, разрушающийся — женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Я.- и И.-’подсистемы’. Я.-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается И.-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Я.-влияния) способны деструктивно влиять на И.-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся — Я. и И. — всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, — основной закон дао. Теория И. и Я. зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э. В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ И. и Я. приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, — провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человечески смысл и звучание феномена присутствия в ‘И. — Я.’-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.
Синонимы:

начало


  1. иньили Шан название первой достоверной эпохи истории китайского народа и раннего государства в Китае вв. до н. э. Последняя столица И. находилась близ современного Аньяна у...Большая Советская энциклопедия II
  2. иньИНЬ или Шан древнекитайское государство в вв. до н. э. Было завоевано племенем чжоу....Большой Энциклопедический словарь V
  3. иньИНЬ ЯН основные понятия древнекитайской натурфилософии универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы женское мужское пассивное активное...Большой Энциклопедический словарь V
  4. иньИнь Шан первая достоверная эпоха истории Китая вв. до н.э. В период Инь появилось иероглифическое письмо. К в. уже сложилось государство с царм ваном во главе. В в. б...Исторический словарь
  5. иньсамый наи . . . инь оцю наибольший...Мокшанско-русский словарь
  6. иньНачальная форма Инь неизменяемое мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. иньсм. ЯН и ИНЬ начало...Новейший философский словарь
  8. иньинь инь нескл. с. понятие китайской философии...Орфографический словарь
  9. иньОрфографическая запись слова инь Ударение в слове инь Деление слова на слоги перенос слова инь Фонетическая транскрипция слова инь [ин] Характеристика всех звуков и [и] ...Полный фонетический разбор слов
  10. иньОдно из основных понятий древнекитайской натурфилософии. Одна из универсальных наряду с Янь космических полярных постоянно переходящих друг в друга сил. Символизирует нек...Религиозные термины
  11. иньинь нескл. ср. понятие китайской философииem Синонимы начало...Русский орфографический словарь
  12. иньинь...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  13. иньпассивная сила в акупунктуре yin...Русско-французский медицинский словарь
  14. иньЖенское начало Китай...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  15. иньИНЬ [кит. темный] в традиционной китайской космологии женское отрицательное начало в природе проявляющееся в пассивности глубине темноте холоде влажности. Противоп. ЯН...Словарь иностранных слов русского языка
  16. иньян в древнекитайской мифологии темное женское инь и светлое мужское ян начала почти всегда существующие вместе в постоянном взаимодействии. В более поздний период китайцы...Словарь китайской мифологии
  17. иньинь сущ. колво синонимов начало Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы начало...Словарь синонимов II
  18. иньсубстанция одно из двух жизненных начал согласно древней китайской концепции...Словарь трудностей кроссвордов
  19. иньили Шан название первой достоверной эпохи истории кит. народа и раннего госва в Китае. Традиционная кит. историография относила эту эпоху к вв. до н. э. совр. кит. и ин...Советская историческая энциклопедия
  20. иньИНЬ или Шан древнекитайское государство в вв. до н. э. Было завоевано племенем чжоу....Современный энциклопедический словарь
  21. иньУдарение в слове иньУдарение падает на букву и...Ударение и правописание
  22. иньИНЬ ЯН И ИНЬstrong два начала в кит. философии первое светлое активное мужское духовное второе темное пассивное женское вещественное см.em АНИМИЗМ. Представление об из...Философская энциклопедия
  23. иньИнь...Электронный словарь анаграмм русского языка