История философии II

ИБН СИНА


ИБН СИНА
(латинизированная транскрипция — Авиценна, Avicenna) Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (ок. 980—1037) — среднеазиатский философ, энциклопедист, врач, поэт, математик, естествоиспытатель. Учиться начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг ‘индийский счет’ — арифметику, геометрию, алгебру; осваивал юридические науки, логику и т.д. Позже приступил к самостоятельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В молодости, по преданию, И.С. вылечил тяжело заболевшего султана, в связи с чем приобрел известность и получил доступ в богатейшую библиотеку владыки. Первый труд И.С. ‘Сводная книга’ был опубликован им в возрасте 21 год. Жил в Иране. После падения государства Сасанидов переехал в Ургенч — столицу Хорезма, где работал и учился при дворе хорезмшаха. В 1012 переехал в Иран, жил в Исфахане и Хамадане, был придворным врачом и визирем у здешних правителей. Много путешествовал. Умер и похоронен в Хамадане. И.С., обладая энциклопедическими знаниями и мышлением, был систематизатором и пропагандистом научного знания своего времени. Количество работ И.С. различными авторами указывается разное. Некоторые историки называют количество 132 и еще ПО в соавторстве с другими учеными. По другим мнениям, И.С. оставил после себя более 450 трудов на арабском языке и 23 — на таджикском в самых разных областях. (В том числе работы по медицине и натурфилософии — всего около 40, 30 — было посвящено естествознанию, более 60 трудов — по логике и психологии, около 10 — по астрономии и алхимии). Наиболее значимыми и заметными работами И.С. явились ‘Книга исцеления’, ‘Книга спасения’, ‘Книга знания’, учебник в стихах ‘Поэма о медицине’ и его основной труд ‘Канон врачебной науки’, переведенный на латынь и ставший широко известным в Европе с 12 в. Последний явился одним из руководств, выдержавших более тридцати изданий, по нему велось преподавание медицины в университетах Европы в течение пяти веков. Развивая метафизику, И.С. в качестве первоисточников использовал труды Платона, Архимеда, Аристотеля, Галена.Значительное влияние на его творчество оказали также тексты индийской философии и литературы, а также древнеиранские домусульманские тексты философии, теологии и литературы, опирающиеся на зороастрийскую традицию. В работах И.С. постоянно присутствуют две темы: философия (‘теоретическая и практическая’) и медицина. И.С. создал собственную классификацию наук, имеющую в специальной литературе несколько различных трактовок. В одном варианте у И.С. логика предваряет все науки, а уже все иные делятся на теоретические, задача которых состоит в постижении истины, и практические, цель которых — достижение блага. По другой трактовке, И.С. просто разделил все науки на практические, трактующие проблемы поведения человека, и теоретические, в которых исследования ведутся ради знания самого по себе. К первым И.С. относил науку об управлении городами, о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей, имущества (которую он называл наукой об управлении хозяйством), ко вторым — науку о самом человеке. Существует также версия, согласно которой к теоретическим наукам И.С. относил ‘высшую’ науку — учение об абсолютном бытии, ‘среднюю’ науку, к которой он относил математику, астрономию, музыку и ‘физику’, в которую был включен весь спектр естественно-научных знаний того времени. По другой версии, каждую из теоретических наук И.С. подразделял на ‘чистые’, или ‘первичные’, к которым он относил учение о материи, форме, движении, минералах, растениях, животных и т.д., и прикладные, или вторичные, к которым он относил медицину, астрологию, алхимию, физиономику, объяснение снов и науку о волшебстве. Обосновывая перспективы дальнейшего развития науки, И.С. выдвигал положение о независимом друг от друга существовании науки и религии, религии и философии, о независимости философии, основанной на достижениях человеческого разума. Признавал существование мира идей отдельно от мира вещей. По мнению И.С., мир возникает путем эманации, но не по воле Бога, а в силу естественной и непреложной необходимости. Сам Бог у И.С. абстрактен и безличен, мир материален и вечен, — как и сам Бог. В краткой философской энциклопедии ‘Книга знаний’ И.С. писал: ‘Бытие не имеет границ’, оно ‘изначально разделяется на субстанцию и акциденцию’. Источник существования субстанции надо искать в ней самой, ибо она сущность природы, ‘телесная форма содержится в самой материи, и тело образуется из этой материи’. Движение, по мысли И.С., потенциально заключено в материи, оно означает видоизменение тела и его нельзя объяснить ‘толчком’. И.С. писал: ‘... движение — это то, что понимается под состоянием тела, когда оно видоизменяется, начиная со склонности, пребывающей в нем; это переход от потенции к действию, который совершается непрерывно, не только одним толчком’. Согласно И.С., природные явления связаны, в мире царит естественная закономерность, не нарушаемая Божественным вмешательством. ‘Разумную душу’ считал бессмертной, а материю вечной, несотворенной и множественной — причиной разнообразия единичных вещей. Логика у И.С. состоит из четырех разделов: учение о понятии, суждении, умозаключении и доказательстве. И.С рассматривал ‘логическое учение как орудие достижение истины, как средство предотвращения заблуждения, искажения, ошибки’. По И.С., ‘это инструмент, который сравнивает истину и ложь’. ‘... Логические категории и принципы должны соответствовать вещам’. И.С. сыграл большую роль в распространении и популяризации учения Аристотеля, в развитии рационального мышления. Разрабатывал вопросы о единичном и общем, о логических ошибках, о суждениях, которые он разделял на категорические, условно-соединительные и условно-разделительные, о силлогизмах и т.д. Рассматривал атрибуты материи: время, движение, пространство. Рассматривал различие между необходимо-сущим и возможно-сущим бытием, между сущностью и существованием. Занимался вопросами соотношения чувственного и рационального. Согласно И.С., ‘познание состоит в отображении определенным способом образа познания познающим субъектом’; ‘смысл выражения я почувствовал нечто внешнее состоит в том, что это нечто отобразилось в моем чувстве’; ‘я почувствовал в душе означает, что сам образ вещи отобразился в моей душе’. Познание рассматривал как ‘отражение’. И.С. большое внимание в своих работах уделял образованию, отводя значительное место в образовании основным наукам и получению профессиональных знаний согласно внутренним индивидуальным склонностям, отдавая предпочтение коллективным формам обучения. Акцентировал роль отца и наставника в воспитании мальчиков, а по поводу управления говорил, что прежде чем управлять другими, необходимо научиться управлять собой. Цель воспитания видел в достижении главных добродетелей: воздержанности, смелости, мудрости, справедливости. Говорил о необходимости укрепления здоровья не только физического, но и нравственного. Высшего счастья — душевной гармонии человек, по мысли И.С., достигает тогда, когда способен возвыситься мыслью к высотам познания. Как писал И.С., ‘мы умираем и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали’.

  1. ибн синалатиниэир. Авиценна ок. ср.азиатск. ученыйфилософ и врач. Мир по его учению возникает путем эманации истечения из божества но не по воле бога а в силу непреложной необ...Атеистический словарь II
  2. ибн синаИбн Сина латинизированное Авиценна avicenna ок. учный философ врач. Основные сочинения Медицинский канон Книга исцеления были хорошо известны на Востоке и в Европе и пов...Биологический энциклопедический словарь
  3. ибн синатаджикский врач и психолог. Создал естественнонаучное учение о душе в котором обобщив достижения арабоязычной науки объяснил характер зависимости психических процессов от...Большая психологическая энциклопедия
  4. ибн синаИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах латинизированное Авиценна с. Афшана близ Бухары . Хамадан учный философврач представитель вост. аристотелизма. Жил в Ср. Азии и Иран...Большая советская энциклопедия
  5. ибн синаАбу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина Авиценна великий таджикский учный философ врач музыкант . Его фундаментальное руководство по медицине на протяжении нескольких в...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. ибн синаИБН СИНА латинизир. Авиценна Avicenna ок. ученый философ врач музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традици...Большой Энциклопедический словарь V
  7. ибн синанаст. имя Aбу Aли Xусейн ибн Aбдаллах латинизированное Aвиценнa крупнейший учный средневековья философ врач естествоиспытатель математик и поэт. Жил в Cp. Aзии и Иране...Геологическая энциклопедия
  8. ибн синанаст. имя Aбу Aли Xусейн ибн Aбдаллах латинизированное Aвиценнa крупнейший учный средневековья философ врач естествоиспытатель математик и поэт. Жил в Cp. Aзии и Иране...Горная энциклопедия
  9. ибн синаАбуАли Авиценна ок. выдающ. таджик. философ естествоиспытатель врач математик поэт самостоят. и оригинал. мыслитель. Род. в с. Афшана близ Бухары столицы саманидск. г...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  10. ибн синаИбн Сина латинизированное Авиценна около гг. учный философ врач музыкант. Жил в Средней Азии и Персии врач и везир при разных правителях. Основные философские сочинения...Исторический словарь
  11. ибн синафилософ ученый врач. Род. в г.Афшана близ Бухары учился в Бухаре где приобщился к религии философии науке. Жил в Хорезме Гургандже Исфахане. Известность получил в раннем ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. ибн синаАвиценна таджикский врач и психолог. Создал естественнонаучное учение о душе в котором обобщив достижения арабоязычной науки объяснял характер зависимости психических пр...История психологии в лицах
  13. ибн синаАвиценна таджикский врач и психолог. Создал естественнонаучное учение о душе в котором обобщив достижения арабоязычной науки объяснял характер зависимости психических пр...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  14. ибн синалатинизиров. Авиценна Avicenna Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ок. с. Афшана близ Бухары VI Хамадан учныйэнциклопедист врач философ восточного средневековья. Образование...Музыкальная энциклопедия
  15. ибн синаИБН СИНА латинизированная транскрипция Авиценна Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ок. среднеазиатский ученый философ и врач. Жил в Бухаре и Иране. Оставаясь приверженцем исл...Новейший философский словарь
  16. ибн синалатинизир. Авиценна Avicenna ок. ученый философ врач музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране был врачом и визиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабског...Политическая наука - Словарь-справочник
  17. ибн синаИбн Сина латинизир. Авиценна Avicenna ок. ученый философ врач музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране был врачом и визиром при разных правителях. В философии продолжал традиции...Политология. Словарь.
  18. ибн синаАвиценнаiИбн Сина Авиценна...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  19. ибн синаИбн Сина Авиценна ок. гг. персидский философестествоиспытатель врач математик и поэт Если друг мой дружит с моим врагом то мне не следует водиться с другом. Остерегайс...Сводная энциклопедия афоризмов
  20. ибн синаарабский ученый латинизированное Авиценна....Словарь античности
  21. ибн синалатинизир. Авиценна Avicenna Абу Али Хасан ибн Ахмед ученый и поэт народов Ср. Азии и Ирана сыгравший огромную роль в развитии медицины естествознания и философии. Род...Советская историческая энциклопедия
  22. ибн синаАбу Али Хусейн ибн Абдаллах латинизированное Авиценна Avicenna] с. Афшана близ Бухары . Хамадан учный философ врач представитель вост. аристотелизма. Жил в Ср. Азии и Ир...Советский философский словарь
  23. ибн синаИБН СИНА латинизир . Авиценна Avicenna ок. ученый философ врач музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиц...Современный энциклопедический словарь
  24. ибн синаИБН СИНА Абу Али Хусейн Абдаллах латинизир. Авиценна Avicenna философ ученый врач представитель восточного перипатетизма. На мусульманском Востоке был известен под име...Философская энциклопедия
  25. ибн синаАбу Али [латинизированное А в и ц е н н а Avicenna] p. около ум. июня философ врач естествоиспытатель и поэт народов Ср. Азии. Род. в с. Афшана близ г. Бухары. В Бу...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  26. ибн синасм. Авиценна....Философский энциклопедический словарь
  27. ибн синаИБН СИНА латинизированная транскрипция Авиценна Avicenna Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ок. среднеазиатский философ энциклопедист врач поэт математик естествоиспытатель. ...Энциклопедия История философии
  28. ибн синаИБН СИНАили Авиценна величайший из философов и врачей арабского Востока родился в селе Афшана близ Бухары в . Получив неформальное образование и усвоив начала арифметики...Энциклопедия Кольера II