История философии II

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ


ЗЕНОНЭлейский (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, представитель элейской школы (6—5 вв. до н.э., г. Элея, Южная Италия). Согласно ряду источников, родоначальником школы был Ксенофан, прибывший на склоне лет в Элею. По сведениям Диогена Лаэртия, 3. был учеником и приемным сыном Парменида. Как представитель указанной философской школы 3. отстаивал мысль о единстве и неподвижности истинно сущего бытия. Соответственно в теории познания 3. содержалось резкое противопоставление разумного знания знанию чувственному, основывалось оно на недоверии к той картине окружающего мира, которая доставлялась чувствами, и на основе убеждения в превосходстве ума над ощущениями. Только ум, считали элеаты (и 3.), ведет к достоверной и незыблемой истине. Но тем не менее, по мысли 3., даже недостоверные ‘мнения’, добытые на основе чувств и ощущений, необходимо знать. В рамках задачи отстоять от критиков воззрения Парменида 3. выдвинул 45 ‘доказательств’ о едином, неразделимом и неизменном бытии (до нас дошло 9). Отрицая в чувственном бытии всякую непрерывность, 3. доказывал немыслимость последней вообще, то есть немыслимости множественности и подвижности (движения). Из немыслимости непрерывного чувственного бытия 3. выводил непрерывность уже как ‘предмет чистой мысли’. По мнению ряда исследователей, философский и логический метод 3. сходен с тем, что в математике называют ‘доказательством от противного’. 3. принимает условно тезисы противника (что пространство может мыслится как пустота, как отдельное от наполняющего пространство вещества; что мыслимо существование множества вещей; что может быть мыслимо движение). Приняв их условно, 3. доказывает, что признание их ведет к противоречиям. Следовательно, пустота, множественность и движение не мыслимы. Известно различное количество сочинений 3., но наиболее часто отмечаются четыре: ‘Споры’, ‘Толкование Эмпедокла’, ‘Против философов’, ‘О природе’. Чаще всего принято ссылаться на выдержки, содержащиеся в ‘Физике’ Аристотеля и в комментариях к ней. Аристотель полагал, что 3.‘выдумал диалектику’ как искусство постижения истины посредством диалога или истолкования противоположных мнений. Говорил о нем, как о мастере критического анализа принятых мнений или опровержения тезиса противника путем ‘доведения до абсурда’. Аргументы 3. были ориентированы на доказательство наличия действительных противоречий в состоянии вещества, времени и пространства как состоящих из реально раздельных частей. Именно это и хотел опровергнуть 3. в положительном учении, которое он доказывал отрицательным путем. Платон называл 3. ловким изобретателем, ‘чье антилогичное искусство способно внушать слушателю, что одно и то же подобно и неподобно, одно и множественно, покоится и движется’. По мысли Гегеля, 3. ‘различает объективную и субъективную диалектику’ и ‘зенонова диалектика материи доныне не опровергнута’. Логические парадоксы 3. традиционно называются ‘апориями’ (древнегреч.: а — частица отрицания, porös — выход; aporia — безысходность, безвыходное положение, затруднение, недоумение) — термин, которым античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в понятиях движения, времени и пространства и т.п. Наиболее известны дошедшие до наших времен апории 3. — ‘Ахилл и черепаха’, ‘Стрела’, ‘Стадий’ или иначе ‘Дихотомия’, ‘Движущиеся тела’. 3. занимался установлением противоречий в области текущей множественности и полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений. По поводу множественности 3. подчеркивал: если все состоит из многого, если сущее реально делится на части, то каждая из частей становится бесконечно малой и бесконечно большой. Имея вне себя бесконечное множество прочих частей, она составляет бесконечно малую часть всего, а слагаясь сама из бесконечного множества частиц, будучи делима до бесконечности, она представляет величину бесконечно большую. Если признавать, что все частицы имеют величину и делимы, если признавать, что многое, то есть частицы всего не имеют никакой величины и не делимы, то выходит, что все оказывается равным ничему. То, что не имеет величины, не может присоединиться к другому и его увеличить (нуль не есть слагаемое). Поэтому и все состоящее из неделимых, лишенных величины, само не имеет величины, или материальное ничто. (Прокл указывал, что сочинения 3. содержат 40 аргументов против множества.) В ‘Дихотомии’, согласно Аристотелю, доказывается ‘несуществование движения на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца’. Тем самым 3. постулировал, что в применении к моменту времени нельзя говорить ни о движении, ни о покое. Эти понятия, по 3., имеют смысл лишь относительно промежутка времени, в течение которого тело может менять свое место — и тогда оно движется; либо же не менять его, — и тогда оно покоится. Немыслимость движения одного отдельно взятого тела доказывается 3. в апории ‘Летящая стрела’. Стрела летит, значит движется в пространстве, но в то же время она в каждое мгновение полета занимает пространство равное собственной длине, т.е. находится в покое. То есть пребывает в пределах части пространства, а значит в нем неподвижна. Таким образом все движение разлагается на моменты покоя, а значит представляет внутреннее противоречие, так как из ничего нельзя составить положительную величину. Выходит, по 3., что летящая стрела движется и не движется. Но движение не мыслится и как движение двух тел относительно друг друга (см. апорию ‘Ахилл и черепаха’). По мысли 3., чтобы пройти известное пространство, движущее тело должно вначале перейти половину этого пространства, а для этого половину этой половины и так до бесконечности, то есть тело никогда не двинется с места. Именно на этом основании быстроногий Ахилл никогда не может догнать медлительную черепаху. Логические парадоксы 3. в определенном смысле не утратили актуальности и сегодня.

  1. зенон элейскийЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ strongрод. ок. до н. э. др.греч. философ представитель Элейской школы strongученик Парменида. strongРодился в г. Элея в Южн. Италии. Согласно Аполлодор...Античная философия
  2. зенон элейскийZenon из Элеи в Южной Италии род. ок. г. до н. э. греческий философ. Самый выдающийся ученик Парменида вместе с которым он посетил Афины приблизительно в г. до н. э. Со...Античные писатели. Словарь
  3. зенон элейскийок. др.гр. философэлеат ученик Парменида. Из соч. . сохран. лишь фрта трактата О природе свед. о его филос. взглядах есть у антич. авторов. . первый из философов нача...Античный мир. Словарь-справочник
  4. зенон элейскийЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ Zenon Eleates ок. до н. э. iЭлея Юж. Италия древнегреческий философ. Развивал учение Парменида iо едином отрицая познаваемость чувственного бытия множеств...Большая советская энциклопедия
  5. зенон элейскийZenon Eletes около до н. э. Элея Южная Италия древнегреческий философ. Развивал учение Парменида о едином отрицая познаваемость чувственного бытия множественность вещей ...Большая Советская энциклопедия II
  6. зенон элейскийр. ок. до н.э. др.греч. философ ученик Парменида главы элейской школы....Древний мир. Энциклопедический словарь
  7. зенон элейскийок. ок. до н.э. др.греч. философ представитель элейской шк. ученик Парменида. Род. в г.Элея Юж. Италия По мнению Аристотеля явл. создателем диалектики как исква постиж...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. зенон элейскийгреческий философ между и гг. до Р.Х. Приверженец школы элеатов ученик Парменида отрицал реальность движения и частично множественности их иллюзорный характер порождающ...Новый философский словарь
  9. зенон элейскийгреческий философ между и гг. до Р.Х. Приверженец школы элеатов ученик Парменида отрицал реальность движения и частично множественности их иллюзорный характер порождающ...Сверхкраткий философский словарь
  10. зенон элейскийЗенон Элейскийок. до н.э. философэлеат Легче окунуть в воду мех наполненный воздухом чем заставить силой какоголибо хорошего человека совершить чтолибо вопреки его вол...Сводная энциклопедия афоризмов
  11. зенон элейскийок. гг. до н.э. древнегреческий философ апории которого оказали огромное воздействие на всю последующую историю философии и математики. В своих взглядах Зенон подчеркив...Философия науки и техники
  12. зенон элейскийЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ род. ок. Элея Нижняя Италия ум. до Р. X.первый древнегреч. философ писавший прозаические соч. и пользовавшийся приемами косвенного доказательства за что...Философская энциклопедия
  13. зенон элейскийок. до н.э. др.греч. философ. Род. в Злее Юж. Италия ученик Парменида развивавший его учение об едином исключающем для чувств. восприятия всякую множественность вещей и...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  14. зенон элейскийрод. ок. Элея Нижняя Италия ум. до Р. X. первый древнегреч. философ писавший прозаические соч. и пользовавшийся приемами косвенного доказательства за что и назван был и...Философский энциклопедический словарь II
  15. зенон элейскийрод. ок. Элея Нижняя Италия ум. до Р. X. первый древнегреч. философ писавший прозаические соч. и пользовавшийся приемами косвенного доказательства за что и назван был...Философский энциклопедический словарь
  16. зенон элейскийЗенон Элейский Zenon из Элеи в Южной Италии род. ок. г. до н. э. греческий философ. Самый выдающийся ученик Парменида вместе с которым он посетил Афины приблизительно в ...Энциклопедия античных писателей
  17. зенон элейскийЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙр. ок. до н.э. греческий философ и логик прославившийся главным образом им парадоксами которые носят его имя. О жизни Зенона известно мало. Он был родом из...Энциклопедия Кольера II