История философии II

ДИОНИСИЙСКОЕ


АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ
философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, ‘в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым — в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского’. Понятия А. и Д. использовали многие мыслители, в том числе Гегель и Ницше. В своей ранней работе ‘Рождение трагедии из духа музыки’ (1872) Ницше на материалах аттических трагедий и музыкальной драмы Р.Вагнера как отдельно взятых моментов А. (рационального, светлого) и Д. (оргиастически-иррационального, темного, экстатически-страстного) начал сформулировал идею двух сопряженных типов культуры и, соответственно, двух начал бытия. Усматривая культурный идеал в равновесии этих начал, Ницше, тем не менее, склонялся к Д. ипостаси культуры.

  1. дионисийскоеАПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ философскоэстетические понятия использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от р...Новейший философский словарь
  2. дионисийскоеДИОНИСИЙСКОЕ см. Аполлоновское и дионисийское. dd Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия.Гл. редакция Л. Ф. Ильичв П. Н. Федосеев С. М. Ковалв ...Философская энциклопедия