История философии II

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ


ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
(лат. vulgaris — упрощенный) — понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала — середины 19 в. К.Фохта (1817—1895, автора ‘Физиологических писем’ — 1845—1847); Я.Молешотта (1822—1893, автора ‘Круговорота жизни’); Л.Бюхнера (1824—1899, автора работ ‘Сила и материя’, переиздававшейся более 20 раз, ‘Природа и дух’, ‘Природа и наука’). Течение западно-европейской философии, представленное данными философами, возникло под влиянием впечатляющих успехов естествознания в 19 в. Универсальность закона сохранения материи и закона превращения энергии; возможность перенесения объяснительной схемы дарвиновского принципа эволюции на область социальных явлений; активные исследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нервной деятельности были использованы в качестве аргументов против натурфилософии в целом и немецкой трансцендентально-критической философии, в частности. В.М. присущи биологизм, натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни — классовых различий, особенностей истории народов и т.д.; эмпиризм в гносеологии, понимании природы теории; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что соответствующая аргументация использовалась представителями В.М. в ходе полемик упрощенно. Отмечая в дискуссии с Вагнером, что ‘мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам’. Фогт имел в виду наличие связи органа и его продукта, о характере же последнего — духовном или вещественном — речь не идет. (Вагнер отстаивал примитивную точку зрения, согласно которой психическое — не функция мозга, а самостоятельная субстанция, которая после смерти тела молниеносно перемещается в иное место мира, а впоследствии способна возвращаться обратно и воплощаться в новом теле.) Бюхнер при этом подчеркивал: ‘Даже при самом беспристрастном рассуждении мы не в состоянии найти аналогии и действительного сходства между отделениями желчи и мочи и процессом, производящим мысль в мозгу.Моча и желчь осязаемые, весомые, видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом, мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений... Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого вещества, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, являющуюся высшим плодом и расцветом всяческой земной организации’. По мысли Бюхнера, в неудачном сравнении Фогта содержится правильная главная мысль: ‘Как не существует желчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции’. В.М. не сложился в целостную философскую традицию, однако, наряду с социал-дарвинизмом, позитивизмом и др. течениями философии середины 19 в. способствовал изменению духовной и интеллектуальной атмосферы Западной Европы. С одной стороны, традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям работы мозга, отрицание идеальной, регулятивной, социальной природы сознания получила продолжение в конце 19—20 вв. Традиция была продолжена в принципе радикального монизма в ‘научном материализме’ (Дж. Смит, Д. Армстронг), в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современных вариантах теософских воззрений, биополевых концепциях сознания и др. С другой, — имела продолжение и идея Бюхнера о том, что ‘... одностороннее подчеркивание формы... так же предосудительно, как одностороннее подчеркивание материи. Первое ведет к идеализму, последнее — к материализму...’ вкупе с мыслью, согласно которой адекватное уразумение вещей ведет ‘к общему монистическому миросозерцанию’. Прямая установка на фундирование философии естествознанием не была забыта в ряде интеллектуальных течений 20 в.ГАДАМЕР(Gadamer) Ганс-Георг (р. в 1900) — немецкий философ, один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге (с 1939), ректор Лейпцигского университета (1946— 1947), профессор философии в Гейдельберге (с 1949). Основные сочинения: ‘Диалектическая этика Платона’ (1931), ‘Гёте и философия’ (1947), ‘Истина и метод’ (1960), ‘Диалектика Гегеля’ (1971), ‘Диалог и диалектика’ (1980), ‘Хайдеггеровский путь’ (1983), ‘Похвала теории’ (1984) и др. Подвергая критике методологизм наук о духе, Г. придает герменевтике универсальный характер, видя ее задачу не в том, чтобы разработать метод понимания (что имело место у Дильтей), но в том, чтобы прояснить природу этого понимания, условия, при которых оно совершается. Всеопределяющее основание герменевтического феномена Г., вслед за Хайдеггером, усматривает в конечности человеческого существования. Противопоставляя теоретико-познавательной установке понятие опыта, Г. видит в нем опыт человеческой конечности и историчности. При этом укорененность в предании, которое и должно быть испытано в герменевтическом опыте, рассматривается им как условие познания. Исходя из конечности бытия человека и принадлежности человека истории, Г. подчеркивает онтологически позитивный смысл герменевтического круга (круга понимания), а также особую значимость предструктур понимания для герменевтического процесса. В связи с чем он, в частности, реабилитирует понятие предрассудка (Vorurteil), указывая на то, что предрассудок как пред-суждение (Vor-Urteil) вовсе не означает неверного суждения, но, составляя историческую действительность человеческого бытия, выступает условием понимания. Анализируя герменевтическую ситуацию (осознавание которой Г. называет действенно-историческим сознанием), Г. опирается на понятие горизонта. ‘Горизонтность’ понимания характеризуется, согласно Г., принципиальной незамкнутостью горизонта — ввиду исторической подвижности человеческого бытия, — а также существованием только одного горизонта, обнимающего собой все, что содержит историческое сознание, так что ‘понимание всегда есть процесс слияния якобы для себя сущих горизонтов’. При этом на первый план выходит центральная проблема герменевтики — проблема применения (Anwendung). Пересматривая традиционное решение этой проблемы, Г. выделяет применение, понимание и истолкование как интегральные составные части единого герменевтического процесса и подчеркивает, что понимание включает в себя и всегда есть апплицирование подлежащего пониманию текста на ту ситуацию, в которой находится интерпретатор. Таким образом, указывает Г., понимание является не только репродуктивным, но и продуктивным отношением, что ведет к признанию плюральности интерпретации. Апеллируя к Гегелю, Г. в качестве фундамента герменевтики устанавливает абсолютное опосредование истории и истины, обусловливающее исторический характер понимания. Герменевтический феномен рассматривается Г. как своего рода диалог, который начинается с обращения к нам предания, оно выступает партнером по коммуникации, с которым мы объединены как ‘Я’ с ‘Ты’. Понимание как разговор оказывается возможным благодаря открытости навстречу преданию, которой обладает действенно-историческое сознание. Герменевтика становится у Г. онтологией, основанием которой является язык. Полагая язык в качестве среды герменевтического опыта, Г. исходит из того, что языковым (и потому понятным) является сам человеческий опыт мира. Сам мир выражает себя в языке. Философское значение герменевтического опыта состоит, по Г., в том, что в нем постигается истина, недостижимая для научною познания. Стремясь развить понятие истины, соответствующее герменевтическому опыту (формами которого являются опыт философии, опыт искусства и опыт истории), Г. обращается к понятию игры. Трактуя его в духе антисубъективизма, Г. отмечает, что игра обладает своей собственной сущностью, она вовлекает в себя игроков и держит их, и соответственно субъектом игры является не игрок, а сама игра. Основываясь на том, что понимающие втянуты в свершение истины и что герменевтическое свершение не есть наше действие, но ‘деяние самого дела’, Г. распространяет понятие игры на герменевтический феномен и делает это понятие отправной точкой в постижении того, что есть истина. (см. ‘Истина и метод’ (ГАДАМЕР).)

  1. вульгарный материализмназвание данное классиками марксизма филос.материалистич. течению вт. пол. в. крое характеризовалось упрощенной трактовкой как материализма так и филос. проблем в целом....Атеистический словарь
  2. вульгарный материализмназвание данное классиками марксизма филос.материалистич. течению вт. пол. в. крое характеризовалось упрощенной трактовкой как материализма так и филос. проблем в целом....Атеистический словарь II
  3. вульгарный материализмВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ течение в бурж. философии сер. в. Возникло в период великих открытий естествознания в. Теоретич. предшественником В. м. был французский материали...Большая советская энциклопедия
  4. вульгарный материализмтечение в буржуазной философии середины в. Возникло в период великих открытий естествознания в. Теоретическим предшественником В. м. был французский материалист П. Каба...Большая Советская энциклопедия II
  5. вульгарный материализмтечение в философии сер. в. представителикоторого Фохт Бюхнер Молешотт крайне упрощали материалистическоемиропонимание отрицали специфику сознания отождествляя его с мат...Большой энциклопедический словарь II
  6. вульгарный материализмВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ течение в философии сер. в. представители которого Фохт Бюхнер Молешотт крайне упрощали материалистическое миропонимание отрицали специфику сознан...Большой энциклопедический словарь III
  7. вульгарный материализмВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ течение в философии сер. в. представители которого Фохт Бюхнер Молешотт крайне упрощали материалистическое миропонимание отрицали специфику созна...Большой Энциклопедический словарь V
  8. вульгарный материализмот лат. vulgaris грубый простонародный филос. течение XIX в. сложившееся на фоне успехов классич. естествознания и особенно физиологии. Его представители Л.Бюхнер Я.Мол...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  9. вульгарный материализмлат. vulgaris упрощенный понятие введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала середины в. К.Фохта автора Физи...История философии
  10. вульгарный материализмMaterialismus vulgaris...Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений
  11. вульгарный материализмВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ лат. vulgaris упрощенный понятие введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации началасередины ...Новейший философский словарь
  12. вульгарный материализмлат. огрубленный крайне упрощенная форма материалистического учения как философского течения возникшего в Европе в середине XIX столетия. Вульгарный материализм все дух...Основы духовной культуры
  13. вульгарный материализмMaterialismus vulgaris...Русский словарь латинских пословиц
  14. вульгарный материализмvulgar materialism...Русско-английский психологический словарь
  15. вульгарный материализмтрпайы материализм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  16. вульгарный материализмот лат. vulgaris обыкновенный простой течение в бурж. философии сер. в. Теоретич. предшественником В. м. был франц. материалист Кабанис его гл. представители нем. филосо...Советский философский словарь
  17. вульгарный материализмВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ течение в философии сер. в. представители которого Фохт Бюхнер Молешотт крайне упрощали материалистическое миропонимание отрицали специфику сознан...Современный энциклопедический словарь
  18. вульгарный материализмфилософское течение середины XIX в. отождествляя общую материю и сознание заявляя что мысль это вещественное выделение мозга. Его представители Фогт Бюхнер Молешотт....Тематический философский словарь
  19. вульгарный материализмВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ от лат.em vulgaris обыкновенный простойem течение в бурж.em философии сер.em в.em Теоретич. предшественником В. м. был франц.em материалист Кабани...Философская энциклопедия
  20. вульгарный материализмот лат. vulgaris обыкновенный простой течение в бурж. философии сер. в. Возникло на почве капиталистич. развития в условиях позитивистского отрицания философии и разви...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  21. вульгарный материализмлат. vulgaris простой обыкновенный философское течение середины в. упрощавшее и огрублявшее осн. принципы материализма. В условиях бурного развития естествознания В. м...Философский энциклопедический словарь
  22. вульгарный материализмВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ течение в философии сер. в. представители которого Фохт Бюхнер Молешотт крайне упрощали материалистическое миропонимание отрицали специфику созна...Энциклопедический словарь естествознания
  23. вульгарный материализмВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ лат. vulgaris упрощенный понятие введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала середин...Энциклопедия История философии