История философии II

БУРИДАН


БЫКОВВасиль (р. в 1924) — белорусский писатель, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. На фронте с 1943. Дважды ранен. Однажды родители были извещены о его гибели. Воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир артиллерийского взвода. Народный писатель Беларуси (1980). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской (1986) и Государственной (1974) премий СССР, лауреат Государственной премии БССР имени Якуба Коласа (1978). Депутат Верховного Совета БССР (1978— 1989), Верховного Совета СССР (1989—1991). Президент объединения белорусов мира ‘Бацькаушчына’ (1990—1993). Основные художественные произведения: повести ‘Мертвым не больно’, ‘Третья ракета’, ‘Альпийская баллада’, ‘Дожить до рассвета’, ‘Волчья стая’, ‘Обелиск’, ‘Сотников’, ‘Знак беды’, ‘На рассвете’ и др. Произведения Б. переведены более чем на 50 языков мира. Тема человека на войне — главная для творчества Б.: военный героизм (в трактовке Б. — не более чем часть, и не самая значительная) большой войны, ее мученики и ее неограниченный беспредельный трагизм. На раннем этапе творчества Б. относят к представителям так называемой ‘лейтенантской прозы’, среди которых самыми заметными фигурами выступали Г. Бакланов, Ю. Бондарев, А. Воробьев, В. Некрасов и др. По признанию самого Б., воздействие российской прозы было довольно сильным и продуктивным, но кратковременным. Уже в собственных партизанских сюжетах Б. работал вполне самостоятельно и, по признанию российских критиков, сам стал влиять на определенную часть российской военной прозы. В творчестве Б. историческая правда выходила далеко за рамки традиционного оптимистического реализма советской литературы. (Для иллюстрации иногда Б. ссылался на позицию Камю, который считал, что с коммунизмом можно было или сражаться, или сотрудничать.) Мир, считает Б., едва ли может быть спасенным красотой, она сама всегда требует спасения, но оборона красоты на земле и на небе всегда была святым делом. Отказ от такой обороны, позиция ‘над схваткой’ обрекает художника на поражение, а культуру — на вырождение.Высокохудожественная многомерная реконструкция человеческих ситуаций Выбора характерна для произведений Б.: экзистенциального выбора в условиях тотального воздействия внешних сил, стремящихся превратить человека в объект. По мысли Б., проявления подобной ‘стихии’ не избирательны, но олицетворяющие ее силы предъявляют свои особые требования к каждой отдельно взятой личности. Персонажи Б. существуют в предельно экстремальных ситуациях, предполагающих актуализацию и самоактуализацию человека одновременно на границе и за пределами возможного — и именно в таких бытийных рамках оказываются востребованными действительные духовно-нравственные горизонты личности. Герои Б. обнаруживают свою подлинную экзистенцию как в пограничных, так и в бифуркационных ситуациях, предполагающих поведенческие альтерантивы между истинным (подлинным) бытием и превращенными формами существования. Так, в ‘Сотникове’ обречены на гибель были все, но предложение об измене особенно настойчиво предлагалось лишь одному из них — Рыбаку, желавшему выжить любой ценой. Даже ценой Греха. По версии Б., нравственный груз в итоге оказывается настолько тяжелым, что Рыбаку не удается даже очищающее самоубийство. В ‘Знаке беды’ Б. формулирует и разворачивает одну из центральных проблем экзистенциалистски-ориентированной литературы: о границах возможного компромисса для ‘повседневного’ ‘маленького человека’. В этом контексте, по мысли Б., сама жизнь хуторян Степаниды и Петрака была ничем иным, как бесконечным компромиссом. К этому их вынуждала изначальная бедность, данная впоследствии большевистской властью надежда на лучшую жизнь и, наконец, угроза пожизненного и бессловесного рабства, животного существования с малыми шансами выжить при гитлеровском ‘новом порядке’. Возможность компромисса тем самым оказалась исчерпана. Выбор исчез, ибо любой жизненный сценарий нес с собой смерть. Размышляя о вопросах философии истории, Б. подчеркивает то, что ее уроки сами по себе на самом деле ничему не учат. Но это означает еще и то, что всякий раз после крушения люди обязательно и неизбывно начинают все сначала. Они займутся этим, по мнению Б., даже после любого ‘конца истории’. Философский пафос произведений Б. позволяет судить о нем как о достойном представителе литературы европейского экзистенциализма в его белорусской версии, особенно созвучной творчеству Унамуно и Камю.

  1. буриданBuridan Жан ок. ок. французский философсхоластпредставитель номинализма способствовал распространению во Франции ученияОккама и ряда естественнонаучных идей....Большой энциклопедический словарь II
  2. буриданБУРИДАН см. ЖАН БУРИДАН....Новейший философский словарь
  3. буридансм. ЖАН БУРИДАН...Новейший философский словарь II
  4. буриданБУРИДАН Buridan Жан ок . ок. французский философсхоласт представитель номинализма способствовал распространению во Франции учения Оккама и ряда естественнонаучных идей...Современный энциклопедический словарь
  5. буриданБУРИДАН Buridan Жан фр. философ и логик представитель поздней схоластики ученик У. Оккама. Хотя в целом Б. все еще стоял на позициях схоластического аристотелизма однак...Философская энциклопедия
  6. буридандив. Буридан Жан...Філософський енциклопедичний словник
  7. буриданБуридан Жан Buridan философсхоластик неизвестны с точностью ни год его рождения ни год смерти родился в Бетюне в провинции Артуа и жил в XIV веке преподавал долгое время...Энциклопедический словарь
  8. буриданЖан Buridan философсхоластик неизвестны с точностью ни год его рождения ни год смерти родился в Бетюне в провинции Артуа и жил в XIV веке преподавал долгое время философ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  9. буриданБУРИДАН см. ЖАН БУРИДАН....Энциклопедия История философии