История философии II

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
в узком смысле доминирующее направление в англо-американской философии 20 в., прежде всего, в послевоенный период. В широком плане — А.Ф. — это определенный стиль философского мышления, подразумевающий строгость и точность используемой терминологии наряду с осторожным отношением к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям. Респектабельность процессов аргументации в границах А.Ф. не менее важна, чем достигаемый с их помощью результат. Язык формирования философских идей выступает в А.Ф. не только как важное средство исследования, но и как самостоятельный объект изучения. Для достижения этих целей А.Ф. широко использует исследовательский потенциал формальной логики, эмпирическую эпистемологию, данные сопряженных наук. В определенном смысле правомерна трактовка А.Ф. не столько как некоей ‘школы’, сколько как особого интеллектуального ‘движения’ в границах философской мысли 20 в. в ранге специфической метафилософской дисциплины. Традиционно А.Ф. ассоциировалась с неопозитивизмом, одним из этапов философии позитивизма. Термином ‘неопозитивизм’ нередко обозначалось любое строгое и самоосознающее философское учение, уделявшее заметное внимание логико-лингвистическим аспектам анализа рассматриваемых и реконструируемых явлений и процессов. Обозначение ‘позитивизм-неопозитивизм’ допустимо лишь для отдельных разновидностей А.Ф. и лишь на некоторых этапах ее развития (см.ВЕНСКИЙ КРУЖОК). Многие ведущие представители А.Ф. были акцентированно антипозитивистски ориентированы. Гипотеза истории науки о том, что А.Ф. (тождественная неопозитивизму) постепенно вытесняется из массива философской мысли Запада постпозитивизмом, в известном смысле соответствует реалиям только такой дисциплины, как философия науки. Общими установками, присущими всей А.Ф., правомерно полагать: лингвистический поворот, семантический акцент — особое внимание ею уделяется проблематике значения, постулирование метода анализа в качестве фундирующего философскую рефлексию с целью организации философии как ‘строгого знания’, отрицание жесткого водораздела между собственно философскими проблемами и вопросами логики, лингвистики, методологии.К теоретическим и концептуальным предпосылкам А.Ф. традиционно относят: сократические индуктивные схемы; платоновскую диалектику; аристотелевские аналитики, эксплицирующие формальные структуры мышления и рассуждения; семантические изыскания софистов и стоиков; логико-семантические открытия Оккама и Иоанна Дунса Скота; идеи Ф. Бэкона об ‘идолах рынка’, препятствующих движению к истине вследствие хаоса и беспорядка в речевой коммуникации из-за различных смыслов употребляемых людьми словосочетаний; концепцию образования понятий Локка; понимание Юмом сферы перцептуального опыта как сложной комбинации представлений и идей на основе ассоциативного принципа единственной реальностью в контексте особенной значимости сигнальной функции слова; философию мышления Декарта; гипотезу о процедурах концептуализации опыта и конструирования объектов научного познания Канта. А.Ф. очевидно являет собой аккумулированную совокупность высших достижений классического философствования. К реальным и подлинно новаторским достижениям и наработкам в рамках А.Ф., обусловившим ее подлинный философский облик и придавшим ей высокий профессиональный статус, принято относить творчество ряда мыслителей англо-саксонских государств. Работы Фреге, а также ‘Principia Mathematica’ Рассела и Уайтхеда продемонстрировали эффективность аппарата математической логики для реконструкции оснований математики. В развитие этого подхода Фреге в статье ‘О смысле и значении’ (‘Смысл и денотат’) (1892) положил начало стремлениям использовать подходы математической логики для разрешения уже собственно философских вопросов. Фреге сформулировал базовые проблемы и ввел главные понятия А.Ф. Сравнивая познавательный потенциал ‘синтетических’ (А=Б), согласно Канту, и аналитических (А=А) суждений, Фреге отметил, что новое знание порождается благодаря первым, но при этом остается открытым вопрос о том, на чем реально фундируется их истинность, т.е. каковы именно основания отождествления разнящихся между собой выражения А и выражения Б. По Фреге, ‘имена собственные’ (выражения, слова и обозначения) — элементы синтетических суждений — отождествляются тогда, когда они имеют общий референт (совпадающий внешний объект, на который они направлены). Значение этих ‘имен’ и сводимо к указанию на некий объект (к ‘референции’). Обозначение значения именами собственными необходимо дополняется и тем, что они также выражают и определенный смысл. Экстраполируя подход на совокупность повествовательных предложений, Фреге сделал вывод, что мысль, заключенная в них, являет собой смысл наряду с тем, что их подлинная значимость (истинность либо ложность) суть их значение. Традиционалистская редукция таких предложений к субъект-предикатным суждениям не обеспечивает постижения их значения, вследствие чего Фреге и разработал (с помощью так называемой ‘логики кванторов’) подходы для конституирования логически безупречного языка, в рамках которого любое имя собственное указывает на соответствующий референт, а истинная ценность предложений не корректируется включением в их строй любых новых имен. Следующий шаг в эволюции идей и концепций А.Ф., одновременно явившийся поворотным пунктом в ее истории (именно этот этап трактуют как исходный большинство ее адептов) связан с творчеством Рассела и Мура. Рассел, отстаивая идею о плюралистической Вселенной (т.е. таковой, когда действительность существует вне сознания), предположил, что иное видение ее может быть объяснено только изначальной порочностью приема редукции предложений к суждениям субъектно-предикатной организации. Переосмыслив референциальную теорию значения Фреге, Рассел стал рассматривать язык как ‘картину’, отражающую атомарные факты. Он, а затем и Витгенштейн разработали следующие типовые процедуры логико-философского анализа: противопоставление ‘глубинного’ логического анализа языка традиционалистскому и ‘поверхностному’, придание математической логике статуса универсального средства для решения многих философских и научных проблем с использованием грамматического анализа. Мур разработал концептуальные подходы для процедур перефразировки неясных высказываний в синонимичные и более ясные. С Мура начинается постепенный переход от анализа математических и логических структур к исследованию реального функционирования обыденного языка. С середины 1930-х позитивистская программа редукции языка постепенно утрачивает свои позиции, т.к. ее ограниченность выявляется ключевыми авторитетами неопозитивизма — представителями Венского кружка и Витгенштейном. В 1940— 1950-е позитивистские методы в А.Ф. сменяются методами лингвистического исследования, которые отказываются от использования математической логики и принципов эмпирического атомизма. Начиная с этого момента, А.Ф. начинает вновь обращаться к традиционным философским проблемам и включать в поле собственных интересов принципы других течений, сближаясь с установками прагматизма, герменевтики и структурализма. Сохраняя критический пафос по отношению к метафизике, проблемы которой должны быть разрешены с помощью терапевтических процедур лингвистического анализа, А.Ф., в тоже время, отказывается от идеи устранения метафизических предпосылок из языка философии и науки. Уточняя статус и функции метафизических рассуждений, представители этого этапа А.Ф. пришли к выводам о том, что метафизика — не бессмыслица, она не является информативной дисциплиной, но задает некое специфически-парадоксальное видение мира (‘как в первое утро его рождения’), призывает к нетрадиционному взгляду на мироздание, постоянно динамично генерируя в границах этого процесса оригинальные научные гипотезы; метафизика пронизывает религию и мораль, психологию и религию. Метафизическое видение мира организуется на таких же основаниях, как и остальное знание людей, поэтому постижение ‘глубинной грамматики’ ее — вовсе не бесполезный процесс. В случае невозможности фальсифицировать те или иные метафизические системы, необходимо помнить о потенциальной возможности их взаимной конвертации в рамках научно-интеллектуальных сообществ. Этико-юридические изыски представителей А.Ф. оказались сконцентрированы в русле трех доминирующих парадигм: интуиционизма (Мур, В. Росс, Г. Причард), отрицавшего объективную ипостась ценностей; эмотивизма (Ч.Стивенсон и др.), постулировавшего наличие двойного смысла — дескриптивного (намерение дать другому некое знание) и эмотивного (обоюдные стимулы для соответствующего диалога) — в этических суждениях и терминах; прескриптивизма (Р.Хеар и др.), обращавшего особое внимание на императивную нагруженность высказываний подобного характера. Работы позднего Витгенштейна, П.Стросона, Куайна, М.Даммита, Д.Дэвидсона и др. подчеркивают неустранимую двусмысленность и историчность языка, который рассматривается как совокупность ‘языковых игр’, ‘схем’, ‘парадигм’, задающих множественные стандарты интерпретации. Логический анализ сменяется анализом ‘грамматики’, которая меняется в зависимости от конкретных ситуаций или ‘языковых игр’. Постпозитивизм и лингвистический анализ отказываются от референциальной теории значения, различения аналитических и синтетических суждений, трактовки опыта как чего-то трансцендентного языку. А.Ф. второй половины 20 в. активно использует принципы лингвистики и психологии, а также многих течений континентальной философии. Центральными темами становятся проблемы понимания, смысла, коммуникации, которые рассматриваются с различных точек зрения. Таким образом, современная А.Ф. представляет собой крайне неоднородное явление, которое объединяет совершенно разные концепции, зачастую представляющие взаимопротиворечащие подходы. При этом, несмотря на сравнительно небольшое количество общих базовых предпосылок, разделяемых представителями А.Ф. в 1990-х, эта философская школа (или группа философских школ) сохраняет мощный обновленческий потенциал и эвристическую значимость. Приверженцы А.Ф. в конце 20 в. вновь сочли необходимым сохранять верность исходным теоретическим основаниям данной интеллектуальной традиции (интерес к проблемам метафизического порядка, поиск все новых и новых подходов к общей теории языка). С другой стороны, осуществили (например, П.Хакер и Г.Бейкер) ряд удачных модернизаций традиционалистских парадигм А.Ф. (преодоление жесткого водораздела между подходом ‘истории идей’ и подходом ‘истории философии’, результировавшееся в признании продуктивности учета историко-культурного контекста для адекватной реконструкции взглядов мыслителей прошлых эпох). На первый план в рамках А.Ф. начинает выходить социально-политическая проблематика (теоретические работы Ролса и Нозика). (см. такжеПОЗИТИВИЗМ,ФРЕГЕ,РАССЕЛ,МУР,КУАЙН,УАЙТХЕД,ВИТГЕНШТЕЙН,ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ.)

  1. аналитическая философиянаправление современной буржуазной главным образом англоамериканской философии которое сводит философию к анализу языковых и понятийных рассматриваемых в конечном счте об...Большая Советская энциклопедия II
  2. аналитическая философияanalytical philosophy общий термин для типа философии основанной на аналитической логике которая враждебна метафизическим спекуляциям. Он происходит от английского эмпир...Большой толковый социологический словарь
  3. аналитическая философиянаправление западной главным образоманглоамериканской философии в. сводит философию к анализупреимущественно языковых средств познания разновидность неопозитивизма.Основ...Большой энциклопедический словарь II
  4. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ направление западной главным образом англоамериканской философии в. сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания разновид...Большой энциклопедический словарь III
  5. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ философия направление западной главным образом англоамериканской философии в. сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания разнови...Большой Энциклопедический словарь V
  6. аналитическая философиянаправление западной главным образом англоамериканской философии в. сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания разновидность неопозитивизма. Ос...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. аналитическая философиянаправление совр. философии распространенное в англоязычных и скандинавских странах а также в Нидерландах. Общим для разнообразных концепций объединяемых определением А.ф...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. аналитическая философияв узком смысле доминирующее направление в англоамериканской философии в. прежде всего в послевоенный период. В широком плане А.Ф. это определенный стиль философского мыш...История философии
  9. аналитическая философияРазвитие и нарастающее влияние аналитической философии по праву считается одной из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия. У истоков этого направления ф...История философии. Книга третья. Философия XIX — XX вв.
  10. аналитическая философияanalytic philosophy направление в философии в. получившее распространение в Австрии Великобритании и США. А.ф. рассматривает осн. филос. проблемы с т. зр. выяснения или ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  11. аналитическая философиятечение современной западной философии. Сегодня А. ф. широко распространена в англоговорящих странах и в Скандинавии. На протяжении более чем столетней истории А. ф. в це...Новая философская энциклопедия
  12. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ в узком смысле доминирующее направление в англоамериканской философии в. прежде всего в послевоенный период. В широком плане А.Ф. это определе...Новейший философский словарь
  13. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ направление западной главным образом англоамериканской философии в. сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания разновид...Новый большой англо-русский словарь II
  14. аналитическая философияф.п. талдамалы философия...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  15. аналитическая философияталдамалы философия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  16. аналитическая философияодно из основных направлений философии в. объединяющее ряд философских школ характеризующихся не столько общими представлениями о мире и месте человека в нем сколько оди...Словарь-справочник по философии
  17. аналитическая философиянаправление бурж. философии в. крое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений толкуемому как подлинный источник постановки филос. проблем. Это...Советский философский словарь
  18. аналитическая философияпонятие обозначающее многообразные концепции школы и течения западной философии XX в. сложившиеся в рамках того что можно назвать аналитическим стилем в философии. Этот с...Современная западная философия
  19. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ философия направление западной главным образом англоамериканской философии в. сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания разновид...Современная энциклопедия
  20. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ направление западной главным образом англоамериканской философии в. сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания разновид...Современный энциклопедический словарь
  21. аналитическая философияочень широкое и разнородное по содержанию течение современной философии от логического позитивизма до герменевтики постструктурализма а также не поддающаяся рубрикация фи...Философия науки
  22. аналитическая философиянаправление основанное на методах логического и лингвистического анализа языка применяемого для решения философских проблем....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  23. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ понятие охватывающее многообразные теории зап. философии в. сложившиеся в рамках аналитической традиции. Эта традиция утвердилась в Великобритан...Философская энциклопедия
  24. аналитическая философияширокое и довольно разнородное течение в. объединяющее различные группировки направления и отдельных философов крые усматривают задачу философии в анализе языка с целью ...Философский энциклопедический словарь
  25. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ направление западной главным образом англоамериканской философии в. сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания разнови...Энциклопедический словарь естествознания
  26. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ в узком смысле доминирующее направление в англоамериканской философии в. прежде всего в послевоенный период. В широком плане А.Ф. это определе...Энциклопедия История философии
  27. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯпреобладающее течение мысли в англоязычных странах в. способ философствования ориентирующийся на идеалы ясности точности и логической строгости. П...Энциклопедия Кольера II
  28. аналитическая философияпреобладающее течение мысли в англоязычных странах в. способ философствования ориентирующийся на идеалы ясности точности и логической строгости. Последние были выражены ...Энциклопедия Кольера
  29. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ философская традиция объединяющая различные философские направления логический позитивизм философию лингвистического анализа теорию речевых актов....Энциклопедия культурологии
  30. аналитическая философияАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ расплывчатый и многозначный термин служащий чаще всего для обозначения определенного стиля философствования. Словосочетание А. ф. создает впечатл...Энциклопедия эпистемологии и философии науки