История философии II

АВЕНАРИУС


АВЕНАРИУС
(Avenarius) Рихард (1843—1896) — швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. С 1876 — совместно с Вундтом — начал издавать в Германии ‘Трехмесячник научной философии’. Преподавал ‘индуктивную философию’ в университете Цюриха (1877—1896). Основные сочинения: ‘Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил. Пролегомены к критике чистого опыта’ (1876), ‘Критика чистого опыта’ (в 2-х томах, 1888—1890), ‘Человеческое понятие о мире’ (1891), ‘О предмете психологии’ (1894—1895) и др. Собственную философскую позицию А. именовал ‘эмпириокритицизмом’ — ‘надпартийным’ философским подходом, критически рассматривающим все, якобы проверенные, истины. Целью А. являлась разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих дисциплин. Согласно А., ‘любая область нашей среды устроена так, что индивиды на определенном этапе познания говорят: ‘Это следует проверить’. Если же, по мысли А., ‘среда — предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт’. Содержанием утверждения в таком контексте выступает ‘испытанное’. Критикуя ‘чистый опыт’, А. призывает вернуться к ‘естественному понятию мира’, постулирующему существование индивидов, элементов окружающей среды, а также — множественность актуальных отношений между всеми ними (‘закон жизненного ряда’). По версии А., содержание опыта ‘естественного понятия мира’ включает в себя то, что есть данное из меня, из соответствующей среды и из зависимостей между фрагментами опыта. Сопряженная же с данным опытом гипотеза наделяет движения моих близких определенным значением — точнее, трактует их /движения — А.Г./ как высказывания. Это у А. — ‘основное эмпириокритическое допущение принципиального человеческого равенства’. Началом исследования, его исходным пунктом, А. именует ‘ближнего’, ‘не затронутого никакой — ни дикой, ни цивилизованной философией’. Под опытом подразумеваются лишь мысли, находимые ближним данными, но лишь ‘такими, какими он находит их данными’. Поэтому естественное понятие о мире, согласно А., искажается интроекцией — истинным бичом, по версии А., истории философии.Свою, нетрадиционную, трактовку интроекции А. обозначил так: ‘В то время как я оставляю дерево предо мною, как виденное, в том же самом отношении ко мне, в каком оно найдено, как данное, — господствующая же психология вкладывает дерево, как ‘виденное’, в человека (т.е. в его мозг). Это вкладывание ‘виденного’ внутрь и т.д. в человека и есть то, что мы обозначаем словом интроекция’. А. разработал учение об ‘эмпириокритической принципиальной координации’, уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения. По замыслу А., учение о ‘принципиальной координации’ должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. По А., индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту — то, что описывает критик, суть интеракция или взаимодействие среды и нервной системы индивида. ‘Исходный ближний’ и ‘близкий ближний’, по схеме А., принимают некоторую составную часть окружающей среды за количественно единую для них обоих и называют ее ‘киноварью’. Как писал А.: ‘Я называю человеческого индивидуума, как (относительно) постоянного члена некоторой эмпириокритической принципиальной координации, центральным членом последней; а составную часть окружающей среды — безразлично, будет ли она опять-таки человеком или деревом, — называю противоположным членом... Некоторая же составная часть моей окружающей среды — ближний — есть центральный член некоторой принципиальной эмпириокритической координации’. Различие между физическим и психическим оказывалось не принципиальным. Познание, в конечном счете, может интерпретироваться как адаптационный процесс биологического порядка, как процедура ‘восстановления равновесия’, как субъективная окраска элементов среды. Наше ‘Я’, согласно А., отнюдь не наделено категориальными структурами (в отличие от мнения Канта): комплекс наших представлений суть результат нашей успешной адаптации к среде. Основанием адекватного теоретического объяснения А. считал принцип ‘экономии мышления’, обусловленный: а) природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде (‘мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы’); б) функцией философии как ‘критики чистого опыта’ — элиминирование из культурной сферы излишних ее фрагментов типа материализма или спиритуализма. Исходный принцип учения А. — нерасторжимое единство ‘системы С’ или центрального члена, и ‘системы R’ или противочлена, т.е. субъекта и объекта (‘без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта’). Общее понятие, под которое, согласно А., можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие — это ‘ощущение’. В картине мира понятию ощущения А. отводил ключевую роль. Учение А. о ‘принципиальной координации’ не смогло войти в теоретическое основание естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности, а также излагалось (как и вся философия А.) избыточно тяжеловесным и запутанным языком. Мах предлагал даже создать специальный толковый словарь философии А.

  1. авенариусАвенариус Рихард Avenarlus . Швейцарский философидеалист один из основоположников эмпириокритицизма. Считал что в опыте снимается противоположность материи и духа....1000 биографий
  2. авенариусВасилий Петрович русский писатель. Дидактическиеповести антинигилистической направленности обличающие нравственнуюраспущенность Современная идиллия Поветрие . Книги дл...Большой энциклопедический словарь II
  3. авенариусАВЕНАРИУС Василий Петрович писатель для детей и юношества. Повесть Современная идиллия впервые помещена в Всемирном труде . Отрицательное отношение к передовым стремлен...Литературная энциклопедия
  4. авенариусВасилий Петрович [] писатель для детей и юношества. Повесть Современная идиллия впервые помещена в Всемирном труде [. Отрицательное отношение к передовым стремлениям шест...Литературная энциклопедия II
  5. авенариусАВЕНАРИУС Василий Петрович писатель для детей и юношества. Повесть Современная идиллия впервые помещена в Всемирном труде . Отрицательное отношение к передовым стремлен...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  6. авенариусАВЕНАРИУС Avenarius Рихард швейцарский философ один из основателей эмпириокритицизма. Основные сочинения Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил ...Новейший философский словарь
  7. авенариусAvenarius Рихард швейцарский философ один из основателей эмпириокритицизма. Основные сочинения Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил Критика ч...Новейший философский словарь II
  8. авенариусАВЕНАРИУС Василий Петрович русский писатель. Дидактические повести антинигилистической направленности обличающие нравственную распущенность Современная идиллия Поветрие...Новый большой англо-русский словарь II
  9. авенариусАВЕНАРИУС Михаил Петрович российский физик членкорреспондент Петербургской АН . Исследовал термоэлектрические явления и критические состояния....Новый большой англо-русский словарь II
  10. авенариусАВЕНАРИУС Avenarius Рихард швейцарский философ один из основоположников эмпириокритицизма махизма. Считал что в опыте снимается противоположность материи и духа выдвинул...Новый большой англо-русский словарь II
  11. авенариуснемецкий философ и эпистемолог Париж Цюрих . Вместе с Э. Махом считается основоположником эмпириокритицизма позитивистской доктрины продолжающей неокантианство. Его те...Сверхкраткий философский словарь
  12. авенариусAvenarius Рихард . Париж . Цюрих швейц. философидеалист един из основоположников эмпириокритицизма. Центр понятие философии А.опыт в кром он стремится растворить противоп...Советский философский словарь
  13. авенариусАВЕНАРИУС Михаил Петрович российский физик членкорреспондент Петербургской АН . Исследовал термоэлектрические явления и критические состояния....Современный энциклопедический словарь
  14. авенариусАВЕНАРИУС Avenarius Рихард швейцарский философ один из основоположников эмпириокритицизма махизма. Считал что в опыте снимается противоположность материи и духа выдвинул...Современный энциклопедический словарь
  15. авенариусАВЕНАРИУС Василий Петрович русский писатель. Дидактические повести антинигилистической направленности обличающие нравственную распущенность Современная идиллия Поветрие...Современный энциклопедический словарь
  16. авенариусАВЕНАРИУС Avenarius Рихард швейц. философ один из основоположников эмпириокритицизма разновидности позитивизма. Как и у его современника Э. Маха центральным понятием ф...Философская энциклопедия
  17. авенариусAvenarius Рихард нояб. авг. швейц. философидеалист один из основоположников эмпириокритицизма. Проф. Цюрихского унта. Центр понятие философии А. опыт Критика чисто...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  18. авенариусАвенариус Рихард замечательный немецкий философ был профессором в Цюрихе. Философскую свою систему А. назвал эмпириокритицизмом см. Из сочинений А. наиболее замечательн...Энциклопедический словарь
  19. авенариусРихард замечательный немецкий философ был профессором в Цюрихе. Философскую свою систему А. назвал эмпириокритицизмом см. Из сочинений А. наиболее замечательны три Фило...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  20. авенариусАВЕНАРИУС Avenarius Рихард швейцарский философ один из основателей эмпириокритицизма. С совместно с Вундтом начал издавать в Германии Трехмесячник научной философии....Энциклопедия История философии