Исторический справочник русского марксиста

ГЕЙНЕ ГЕЙНРИХ

(1798-1856) Вместе с другим известным немецким писателем, критиком и публицистом Берне, Гейне был идейным вождем "Молодой Германии" и самым талантливым из писателей и поэтов, входивших в эту группу. "Молодая Германия" представляла собою не только литературное течение, но и широкое идейное движение, знаменовавшее собой пробуждение немецкого общества от неподвижности и застоя первых десятилетий XIX в. Лозунгом "Молодой Германии" было освобождение от рутины во всех сферах умственной, художественной и общественной жизни, борьба с установившимися традициями, политической и общественной реакцией. Как литературное направление, "Молодая Германия" относилась одинаково отрицательно к обеим художественным школам предшествующей эпохи; она восставала и против классицизма Гете, как против художественного аристократизма и эстетического равнодушия, и против поэзии немецких романтиков, культивировавших своими порывами в бесконечное общественный индиферентизм и презрение к политической и социальной борьбе. Национальному и религиозному духу тогдашней немецкой поэзии "Молодая Германия" противопоставляла космополитизм и безбожие. Вся группа была проникнута живыми симпатиями к Франции, родине революционных идей и новых художественных исканий. Первые произведения Гейне носят на себе еще печать романтизма, но уже в "Путевых картинах", написанных им в 1824 г., он стал на путь художественного реализма. В своих лирических стихотворениях ("Книга песен") Гейне является одним из величайших лириков мировой поэзии, классическим певцом "несчастной любви". В этой области для него характерно соединение самого нежного чувства с ядовитой насмешкой. В то же время Гейне дал высокие поэтические образцы общественной и политической сатиры. Господствовавшее в его время настроение "мировой скорби" отразилось и в его поэзии, в которой очень сильны пессимистические мотивы. Особенной силы достигли они в последний период жизни поэта, когда, прикованный тяжкой болезнью к своей "матрасной могиле", он дошел до апогея отчаяния, до беспощадного, часто циничного издевательства над "жалким миром, обреченным смерти". /Т. 20/.