Ислам на Урале. Энциклопедический словарь

ФАХРЕТДИН РИЗАЭТДИН

б. Сайфуддин (Риза казый, 1859, д. Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губ., ныне Альметьевского р-на Татарстана – 1936, Уфа) – муфтий ЦДУМ, казый, обществ. деятель, богослов, историк, журналист и писатель. Род. в семье муллы. Начальное образование получил в медресе своего отца. В 1867 г. Ф. вместе со своим дядей Гильманом Каримовым (отец М.Г. Каримова) был отправлен учиться в медресе при 1-й мечети г. Чистополя к Закируишану Камалову. В 1869–89 гг. Ф. учился, затем преподавал в старометодном медресе д. Ниж. Шельчелы у мударриса Габдельфаттаха б. Габделькаюма. В 1884 г. Ф. стал читателем газета «Тарджеман», сторонником идей джадидизма. В 1887 г. впервые съездил в Уфу для сдачи экзамена в ОМДС на звание «мударриса». Ф. начал свой творческий путь с несохранившегося трактата о реформе просвещения, где он призывал к образованию женщин. Ф. написал на татарском яз. в рамках джадидистской реформы 4 учебно-методические книги по арабскому яз., мус. праву и этике, которые были опубликованы в 1887–88 гг. в Казани и сразу же привлекли внимание местного образованного общества. В 1889 г. Ф. был избран имам-хатыбом и мударрисом д.Ильбяково Бугульминского уезда. В 1891 г. Ф. был назначен казыем ОМДС и переехал в Уфу. В годы работы в ОМДС Ф. привел в порядок архив этого учреждения; материалы архива ОМДС легли в основу биобиблиографической хроники «Асар» («Следы»). Ф. написал два художественных произведения: «Салима, или Целомудрие» (Казань, 1899) и «Асма, или Проступок и наказание» (Оренбург, 1903), в которых выдвинул идеал женщины-мусульманки, получившей европейское образование. Отдельное сочинение он посвятил биографиям выдающихся женщин мус. мира прошлого и нового времени – «Машhур хатыннар» («Знаменитые женщины», Оренбург, 1903). Ф. выступил основным докладчиком на заседании «Общества улемов», состоявшегося 1–15.04.1905 г. в Уфе при ОМДС под председательством муфтия М. Султанова. Позднее Ф. изложил свои проекты реформ в книге «Русия муселманнарынын ихтыяжлары вэ анын хакында интикад» («Потребности мусульман России и критический обзор их», Оренбург, 1910). В 1906 г. после отказа муфтия М. Султанова провести реформу ОМДС Ф. покинул пост казыя и переехал в Оренбург, где прожил 12 лет. В 1906–08 гг. Ф. работал зам. редактора газеты «Вакыт», в 1908–18 г. – редактором журнала «Шура». В 1908–10 гг. Ф. служил мударрисом в медресе «Хусаиния», где преподавал хадисы и активно занимался научной деятельностью. Наибольший интерес он проявил к историко-биографическому жанру, в котором написаны и изданы в 6 частях критические биографии выдающихся мыслителей средневекового ислама «Машhур ирлэр» («Замечательные люди»): Ибн Рушда, аль-Маарри, Ибн Араби, Ибн Таймии, альГазали. Ф. создал биографии философов, писателей, обществ. деятелей и благотворителей в качестве образцов для подражания со стороны совр. мусульман. В биографии турецкого писателя и просветителя А. Мидхата («Ахмад Мидхат эфенди», Оренбург, 1913) Ф. утверждал, что необходимо как религиозное, так и светское знание. Он писал, что великие улемы трудились во имя свой нации, родины и религии. Тем самым наряду с традиционным исламским понятием «умма» (сообщество) Ф. выдвинул идею «миллета» (нация). В своем труде «Ибн Араби» (Оренбург, 1912) Ф. писал, что ислам должен давать ответы на все реалии современности и проблемы этого и загробного миров. Образцом для подражания должны служить не только правители и улемы, но и создатели школ, лица, финансирующие образование и воспитание детей, основатели приютов и больниц. В биографии Ахмет-бая Хусаинова (см. Хусаиновы) Ф. впервые у татар создал образ идеального обществ. деятеля из рядов буржуазии. В первой трети XX в. Ф. стал виднейшим алимом, занимавшимся вопросами богословского обоснования нац. реформ, был идеологом мус. модернизации в России. Основным богословским сочинением Ф. стала книга «Дини вэ иджтимагый мэсъэлелэр» («Религиозные и обществ. вопросы», Оренбург, 1914), посвященная обоснованию реформ нового времени и рассматривающая позицию правоверных мусульман по отношению к реформам. Ф. являлся также автором трудов по догматике (акиде) – «Гакаид» (Оренбург, 1909); хадисоведению – «Джавами калим шархи» («Комментарий на сборники изречений [Пророка]», Казань, 1916). За критику правит. политики Ф. был обвинен в панисламизме и подвергнут преследованиям. В 1908 г. был наложен арест на его книгу «Исламнэр хакында хокумэт тэдбирлэре» («Правит. распоряжения, касающиеся мусульман», ч. 2. – Оренбург, 1908.). После смещения муфтия М. Баязитова в марте 1917 г. на пост временного муфтия предлагался Ф., однако он не был избран из-за своего отсутствия в Уфе. В 1917 г. Ф. был избран казыем и членом коллегии Диния назараты (религиозного мин-ва Милли Идарэ). В нач. 1918 г. после закрытия советскими властями журнала «Шура» Ф. переехал в Уфу. В 1921 г. после смерти Г. Баруди Ф. стал временным муфтием. В июне 1923 г. на II Всерос. съезде улемов и мутаваллиев в Уфе Ф. был избран муфтием и председателем Диния назараты. В 1926 г. во время хаджа Ф. возглавил делегацию советских мусульман на I Всемирном мус. конгрессе в Саудовской Аравии и был избран вице-президентом конгресса. В 1930 г. ввиду разоренного и придавленного состояния ЦДУМ и религиозных дел среди мусульман в целом Ф. вынашивал идею закрытия Духовного управления. Ф. скончался в своем доме в Уфе, не дожив несколько месяцев до массовых арестов руководства ЦДУМ. Существует предание, что тысячи мусульман, узнав о смерти Ф., собрались тайно ночью в его родном ауле для прочтения джаназа (поминальной молитвы) по усопшему. Лит.: Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы татар. – М.–Пг., 1923; Казань, 1998; Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: История и современность. Очерки. – Казань, 2002; Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. – Казань, 2004; Ризаэтдин Фахретдинов: Научно-биографический сборник.– Казань, 1999; Творчество Ризы Фахретдинова. – Уфа, 1988; Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX веков. – Казань, 2001. А.Х.