Ислам на Урале. Энциклопедический словарь

РАХМАТУЛЛИН ИСМАИЛ

1891–?) – имамхатыб III-й мечети г. Троицка в 1944–53 гг., московской Соборной мечети в 1953–54 гг. Род. в с. Аминево Шадринского уезда Пермской губ. Получив религиозное образование, работал имамом в родном селе. После того как в 1944 г. была вновь открыта III-я мечеть г. Троицка, Р. был переведен туда. Троицкие краеведы характеризуют его следующим образом: «Он хорошо знал ислам, был добрым, честным человеком, пользовался заслуженным уважением и любовью верующих». После незаконных махинаций московских властей, приведших к изгнанию с поста имама московской Соборной мечети Халила Насретдинова, внутри Религиозного общества мусульман (РОМ) Москвы возникла конфликтная ситуация. В связи с этим уполномоченный Совета по делам религиозных культов (СДРК) предписал РОМ «срочно запросить Духовное управление [ДУМЕС] по вопросу о назначении имама». В результате с 11.05.1953 г. Р. приступил к обязанностям имама в Москве. Вероятно, в условиях сложившегося конфликта при выборе нового имама власти так или иначе руководствовались некой религиозно-идеологической преемственностью между ними. Р. был лично знаком с Х. Насретдиновым еще с 1940-х гг. посредством муфтия Габдрахмана Расулева: среди подписантов «Обращения представителей мус. духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии», принятого 15–17.05.1942 г. на совещании членов ЦДУМ в Уфе, сразу за Насретдиновым значится «представитель мусульман Челябинской обл., ученый» Исмагил Р. РОМ Москвы действовало в те годы в весьма стесненных условиях, однако даже на проведение молитвенных собраний во дворе мечети в праздничные дни согласия со стороны властей не давалось. По этому поводу 8.07.1953 г. Р. и председатель РОМ Алибаев были вызваны в соотв. инстанции «для разъяснений». Р. продержался на посту московского имама ровно год, и с 10.05.1954 г. имамом стал И. Муштареев. Сведений о Р. сохранилось немного. Вероятно, из Москвы он вновь выехал в Троицк: в 1956 г. в этом городе Р. участвовал в записи башкирского народного эпоса «Урал-батыр». В 1963 г. он служил имамом в мечети «Марджани» в Казани. Председатель РОМ казанской мечети так описал Р.: «Верующие муллой довольны, но он менее авторитетен и не так влиятелен, как был покойный мулла Муштариев, который крепко держал верующих в своих руках, управлял ими, и они слушались его. Сейчас этого нет». При Р. в мечети «Марджани» разразился острый конфликт, поскольку группа верующих добивалась смены руководства РОМ; очевидно, Р. не мог самостоятельно предотвратить скандал, почему и заслужил такой оценки председателя РОМ. Во время своего пребывания в Москве и Казани Р. не переставал участвовать в судьбе III-й мечети г. Троицка. В частности, по его рекомендации в сер. 1970-х гг. на должность имама был приглашен имам-хатыб мечети п. Варна Муллагали Амиров. Достоверных сведений о том, где и когда окончил свои дни Р., нет. Лит.: Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. – Троицк, 2002, с. 19–20; Хайретдинов Д.З. Рахматуллин Исмаил // Ислам в Москве. Энцикл. словарь – Н. Новгород, 2008, с. 216–17. А.С., Д.Х.