Ислам на Урале. Энциклопедический словарь

КАРИНСКОЕ ОПРИЧНОЕ КНЯЖЕСТВО

2-я четв. XIV – 2-я пол. XVI вв.) – удел в верховьях р. Чепцы, пожалованный арским князьям за службу. Центр княжества – Карино (Нукрат), крупный населенный пункт с укрепленным городищем (в 1542 г. упоминается наряду с городами Вятской земли); ныне село чепецких татар на тер. Кировской обл. По мнению Р.Н. Степанова, удел пожалован Иваном Калитой шибанскому царевичу Кара-беку (Кари-хану) в русле общерусской антиордынской программы, выработанной в 1374 г. на съезде в Переяславле. Карабек с своими людьми выехал на службу к Ивану Калите, вероятно, в 1375 г. Этносоциальная структура княжества отличалась сложностью: социальную верхушку представляли арские князья, а низшие слои состояли из удмуртов и предков бесермян. Политич. ориентация князей К.о.к. была не устойчивой. Они сдерживали набеги вятчан на русские земли, участвовали в военных экспедициях московских князей, оказывали помощь в покорении Казани в 1552 г., но в то же время иногда переходили на сторону суздальско-новгородских князей и Казанского ханства. К сер. XV в. у них установились прочные контакты с «ватаманами» вятчан. Политич. симпатии К.о.к. становятся совершенно определенными после присоединения Вятки к Московскому гос-ву в 1489 г. Тогда все арские князья.были вывезены в Москву. После переговоров Иван III отпустил их обратно, оставив за ними на военно-ленном праве поместья и угодья. Им передавалось право собирать пошлину с местного удмуртского и бесермянского населения, власть русских наместников на земли и население княжества не распространялась. После падения Казанского ханства и усмирения восстаний нерусских народов Ср. Поволжья служба арских князей Москве утратила свое значение. Жалованной грамотой 1588 г. царь Федор Иоаннович «отвел» каринских и верхочепецких удмуртов от каринских мурз «судом и всяким доходом». На удмуртов был положен оброк в сумме 500 руб. и право привозить его в Москву самостоятельно, им также разрешалось судиться в Москве. Однако под влиянием традиций каринские татары на протяжении XVII в. продолжали исполнять среди удмуртского населения обязанности толмачей и стряпчих, старост удмуртских долей; часть удмуртов содержалась у них на домашней работе. Лит.: Исхаков Д.М. Татаро-бесермянские этнические связи как модель взаимодействия булгарского и золотоордынско-тюркского этносов // Изучение преемственности этнокультурных явлений. – М., 1980, с. 8; Он же. О происхождении «арских князей» и их месте в этнополитической структуре Казанского ханства // 3аказанье: проблемы истории и культуры. – Казань, 1995, с. 95–98; Степанов Р.Н. Каринское опричное княжество (вторая четверть XIV – вторая половина XVI вв.) // Вопросы социально-экономической и политической истории Среднего Поволжья и Приуралья периода феодализма. – Чебоксары, 1973, с. 16–21; Труды Вятской ученой архивной комиссии, вып. 5. – Вятка, 1905, с. 87–89. Д.К.