Ислам на Урале. Энциклопедический словарь

ИНАН АБДУЛКАДИР

наст. имя Сулейманов Фатхелкадир Мустафиевич, 29.10.1889, с. Шигай (Сары Кульмак) ныне Кунашакского р-на Челябинской обл. – 01.01.1976, Анкара, Турция) – башкирский языковед и тюрколог, писатель, активный участник нац.освободительного движения. Учился в медресе с. Шигай, затем в медресе Хакима-ахуна в Челябинске (1904–05), окончил медресе «Расулия» в Троицке (1914). В 1914–17 гг. служил в армии. После Февральской революции 1917 г. был избран солдатами Екатеринб. гарнизона делегатом 2-го съезда рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Урала. Весной 1918 г. в качестве делегата от Метелевской вол. (ныне Аргаяшский р-н Челябинской обл.) участвовал в работе съезда мусульман Урала, проходившего в Челябинске. После переезда Башкирского прав-ва из Оренбурга в Челябинск 18.06.1918 г. был назначен гл. редактором газеты Центр. башкирского Шуро «Башкорт итфаки бюросынин мэхбире». В 1919–20 гг. – член Башкирского прав-ва, работал в Стерлитамаке, Уфе, Москве. По политич. мотивам в 1920 г. вместе с А.-З. Валидовым покинул Башкортостан. В 1923 г. покинул страну, в эмиграции побывал в Афганистане, Иране, Индии, Европе, с 1925 г. – в Турции, где занялся научной деятельностью. Первые публицистические статьи И. появились в 1908–10 гг. в троицкой газете «Вакыт» («Время»). В историю башкирской литературы вошел как автор стихов и рассказов. Наиболее известные его книги – «Дастан “Манас”», посвященный великому киргизскому эпосу; монография «Шаманизм в истории и сегодня», в которой шаманизм тюркских народов рассматривается на широком историческом фоне; двухтомный сборник «Статьи и публикации». Большое научное значение имел перевод И. книги русского исследователя Б.Я. Владимирцева «Общественный строй монголов», изданный в 1934 г. Литературно-художественные произведения И., написанные еще до Октябрьской революции, говорят о большом таланте автора, высоких возможностях его эстетического мировосприятия. В Турции И. с 1925 г. работал ассистентом Ин-та тюркологии в Стамбуле, затем в Турецком языковедческом обществе (1936– 44). В 1955–61 гг. преподавал алтайский, тувинский, хакасский, якутский яз. в Анкарском ун-те. Хорошо зная тюркские, арабский, персидский, русский, немецкий яз., широко пользовался архивными первоисточниками. В 1944 г. по политич. мотивам был лишен профессорского звания и должности; восстановлен в 1955 г. В 1964–71 гг. работал в Инте турецкой культуры Анкары. И. – ученый с мировым именем в обл. этнологии, фольклористики, язычества, народных традиций и источниковедения тюркских народов. Дал научный анализ и интерпретацию важнейших тюркских письменных памятников: «Кутадгу белек» Юсуфа Балагасунского, «Дивану лугат ат-тюрк» М. Кашгарского, «Китабе деде-и Коркут» («Книга моего деда Коркута»), половецкого словаря «Кодикус куманикус», «Чингис-наме», киргизского эпоса «Манас» и др. Является автором более 350 научных работ. Лит.: Абдулкадир Инан и тюркская филология // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. – Уфа, 1993; Валеев Г. Инан Абдулкадир // Челябинск: Энциклопедия / Сост. В.С. Боже, В.А. Черноземцев. Изд. испр. и доп. – Челябинск, 2001; Валеев Д. Значение научных идей Абдулкадира Инана в развитии этнологических, религиоведческих и правоведческих знаний. – http://www.igpb. ru/news/2008-04-06-2; Исхаков С.М., Надергулов М.Х. Инан Абдулкадир. – http://www.bashedu.ru/encikl/iii/inan. htm; Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов. – Уфа, 1995. К.Ш., Р.Н.