Ислам на Урале. Энциклопедический словарь

ЕНИКЕЕВ ГАЙСА ХАМИДУЛЛОВИЧ

2.7.1864, д. Каргалыбаш Белебеевского уезда Уфимской губ., ныне Благоварского р-на Башкортостана – март 1931, Уфа) – политич. деятель, собиратель башкирских и татарских народных мелодий. Из дворян. По окончании Оренб. инородческой учительской семинарии работал учителем инородческого училища при семинарии. С 1890 г. – зав. русскотатарским народным училищем в Оренбурге. В 1895 г. поступил на службу в Оренб. отделение Госбанка, начал преподавать в медресе «Хусаиния». В 1903 г. – директор суконной фабрики (Симбирская губ). С 1906 г. – гл. распорядитель в попечительском совете вакуфа А.Г. Хусаинова. Е. был членом мус. фракции Госдумы от Казанской губ. (III созыв) и Оренб. губ. (IV созыв, где был помощником секретаря Госдумы). Как член комиссии по народному образованию был докладчиком по ряду ключевых вопросов. Так, в 1914 г., выступая по обсуждению сметы Мин-ва народного просвещения, Е. развернул целостную программу реформы просвещения мусульман на всех уровнях. Его тезисы включали преподавание на родном языке предметов при включении в программы изучения гос. языка, открытие гос. учительских школ; учителями должны быть лица, «знающие родной язык и родную литературу учащихся и могущие вести преподавание на их родном языке». В программе предусматривалось введение мусульман в училищные советы и назначение их на должность инспекторов народных училищ, что было запрещено законом. Удостоверение медресе предусматривалось достаточным основанием для преподавания в начальной школе. В программу был заложен принцип финансирования образования пропорционально нац. составу учащихся. 7-й пункт программы выводил нац. образование на качественно новый уровень высшей школы: «Должны быть учреждены при высших учебных заведениях кафедры местных языков, истории литературы этих языков для подготовки преподавателей и преподавательниц в инородческие учительские семинарии, учительские ин-ты и педагогические классы». Этот пункт фактически означал создание не только кадров для нац. средней школы, но и нац. профессуры, ученых и аспирантов, что также запрещалось российским законодательством. Программа Е. предусматривала создание целостной образовательной автономии от начальной до высшей школы. В марте 1917 г. Е. стал членом Временного центр. бюро российских мусульман, а в мае 1917 г. – делегатом I Всерос. мус. съезда. В 1918–29 гг. – член коллегии Комиссариата народного просвещения Вятской губ. (от мусульман). С 1923 г. – в Уфе, до 1928 г. – инспектор Башсельхозбанка. Е. участвовал в работе Ученой архивной комиссии Оренб. отделения Русского географического общества, после Октябрьской революции был членом Научного общества по изучению быта, истории и культуры Башкирии. Е. был певцом с яркой, самобытной манерой исполнения. Его называли «жырчы гайса» (певец Гайса). С 19 лет он собирал народные песни. Е. удалось собрать ок. 500 башкирских и татарских народных песен в Поволжье и Приуралье. Коллекция хранится в фольклорном фонде Уфимского ин-та искусств. Лит.: Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург, 1998; Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX веков. – Казань, 2001. А.Х.