Ислам на Урале. Энциклопедический словарь

ГАФУРОВЧЫГТАЙ ГАЛИАСКАР МУГИНУТДИНОВИЧ

16.09.1867, с. Нов. Ибрайкино Чистопольского уезда Казанской губ. – 20.08.1942, с. Ст. Ибрайкино Аксубаевского р-на Татар. АССР) – религиозный деятель, писатель, журналист. В 1883–91 гг. обучался в медресе г. Чистополя, а затем работал учителем. Одновременно с разрешением на открытие молитвенного дома в г. Бузулуке указом Самарского губ. правления от 19.02.1897 г. был утвержден к нему в должности 1-го муллы, а также в званиях имам-хатыба и мударриса. По поручению ОМДС с апреля 1898 г. по декабрь 1905 г. регулярно навещал мус. общину с. Сорочинского Бузулукского уезда Самарской губ. (ныне г. Сорочинск Оренб. обл.) для совершения религиозных обрядов и регистрации актов гражданского состояния. В 1898 г. Г. написал 1-ю часть повести «Тутам» («Моя сестра»), построенную в форме бесед гл. героини Галимы с ее мужем, где подвергались критике патриархальные устои в семейных отношениях, отстаивалось право мус. женщины на обществ. деятельность. Книга, опубликованная в 1902 г. на средства М.Г. Каримова в Оренбурге, была положительно оценена татар. и русской интеллигенцией: Р. Фахретдином, Н.И. Ашмариным и др. В июне 1906 г. на страницах уральского журнала «аль-Гаср аль-Джадид» («Новый век») вышла 2-я часть повести, а в 1908 г. по инициативе Г. Тукая обе части были изданы отдельной книгой. В 1909 г. Г. выпустил публицистическую книгу «Исабет» («Путь к истине»), направленную против основных догматов ислама и ставившую под сомнение многие положения Корана и шариата. Она была принята в штыки мус. духовенством, а в ОМДС было возбуждено дело против автора. Собств. прихожане подвергли имама обструкции и отказались выдавать деньги на его содержание. Имея большую семью из 10 чел., Г. был вынужден отказаться от должности для поиска средств к существованию и журнальным постановлением Самарского губ. правления от 17.03.1914 г. был уволен. В 1915 г. переехал в Казань, где работал в газете «Кояш» («Солнце»), а с 1916 г. жил в Уфе, став журналистом газеты «Тормыш» («Жизнь»). В 1924 г. Г. перебрался в Москву, был сотрудником Центр. изд-ва народов СССР, а в 1925–2 гг. –отв. редактором журнала «Фэн хэм дин» («Наука и религия»). Весной 1941 г. Г. переехал в с. Ст. Ибрайкино Аксубаевского р-на Татар. АССР, где и умер. Лит.: Ахунов А.М. Гафуров-Чыгтай // Татарская энциклопедия: В 5 т. – Казань, 2005, Т. 2, с. 72; Гайнуллин М. Татарская литература XIX в. – Казань, 1975; Он же. Татарская литература и публицистика начала XX в. – Казань, 1983; Гафуров Г.М. Дин хорафатлары. – М., 1929; Он же. Дини корбаннар. – М., 1927; Он же. Мин нидян динсезляндем. – М., 1924; Гибадуллина Э.М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. – Н. Новгород, 2008, с. 156–57, 163; Денисов Д.Н. Мусульманская община г. Бузулука (конец XIX – начало XX вв.) // Ислам & жизнь. – 2009, № 1; Рахимкулов З. «Исабет» китабы хакында моляхэзэ // Шура. 1910, № 1; ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 6, д. 2159. Д.Д.