Ислам на Урале. Энциклопедический словарь

БИГЕР ШАЙ

удм. «татарское кладбище») – культовое место в окрестностях некоторых бесермянских населенных пунктов. Повсеместно бесермяне считают их местами погребения своих предков – первопоселенцев и основателей деревень. По местным преданиям, кладбища были заброшены после христианизации. В наст. время кладбища представляют собой склоны или ровные площадки, преимущественно заросшие лесом. Б.ш. посещали в дни общих поминок и перед началом весеннего сева. На отдельные кладбища приходили рекруты перед проводами в армию и бросали под деревья монеты, чтобы похороненные на б.ш. оберегали их Чрезвычайные погодные условия, засуху, летний град, мор скота, пожары часто объясняли гневом предков, поэтому перед началом весенних посевных работ, во время засушливого лета на б.ш. приглашали муллу. Обычай имел широкое распространение до сер. ХХ в. В д. Турчино в кон. 1950-х гг. после летнего пожара, возникшего в грозу, было решено пригласить на местный б.ш. муллу из соседней татарской деревни для чтения Корана, поскольку причину несчастья объяснили гневом похороненных предков, которых давно не поминали. Б.ш. почитали и чепецкие татары. Так, татары д. Иманай (Мал. Жувам) Юкаменского р-на после завершения поста в сопровождении муллы приходят на «татарское кладбище» в д. Жувам, чтобы прочесть молитвы для своих предков. Согласно преданию, д. Иманай была образована бесермянином из Жувама, который, не желая креститься, ушел с семьей на нов. место и образовал свое поселение. Бесермяне с. Юнда Балезинского р-на также рассказывают, что до сер. 1960-х гг. на местный б.ш. весной приходили татары из соседней д. Падера. Однако археологические исследования показали, что могильники являются памятниками IX–XIII и XVI–XVII вв. с комплексом предметов, оцениваемых как древнеудмуртские. По мнению археологов, название «б.ш.» не отражает их этнической принадлежности, а обозначает время функционирования – как нечто старое, чужеродное, т.е. «татарское», а само название возникло после христианизации татар и бесермян Удмуртии. Лит.: Попова Е.В. Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX – 90-е годы ХХ в.) – Ижевск, 1998, с. 199–201. Д.К.