Ислам на Урале. Энциклопедический словарь

БЕСЕРМЯНЕ

этнос (этническая группа) на северо-западе Удмуртии в басс. р. Чепца. Говорят на бесермянском наречии удмуртского яз., в фонетике и лексике которого прослеживается ряд специфических черт, характерных для тюркских языков. Сохраняют этноним (самоназвание: бесер, бесерман), этническое самосознание, особенности в материальной и духовной культуре. По учету 1678 г. насчитывалось 4 деревни б. (73 двора) и 337 чел. муж. п., в 1717 г. – 18 деревень с 100 дворами и 432 б. муж. п. Всесоюзная перепись населения 1926 г. зафиксировала б. как самост. этнос и зарегистрировала их в кол-ве 10 тыс. чел. в Вотской автономной области и Вятской губ. В ходе последующих переписей б. включались в состав удмуртов. В переписи населения 2002 г. б. были вновь зарегистрированы как самост. этнос, согласно ее результатам, в Удмуртии проживает 3 тыс. б. В науке было высказано множество гипотез о происхождении б., но ни одна из них не получила окончательного признания. В. Шестаков, И.С. Михеев считали их крещеными татарами. П.Н. Штейнфельд высказывал мнение о возможных чувашских предках б. В.Н. Белицер, Т.И. Тепляшина предполагали их булгарскую, а В.Ф. Генинг, И.Н. Смирнов – добулгарско-тюркскую принадлежность. Существует взгляд о возможности этнических связей между б. и мадьярами (Г.Н. Трефилов). В.Е. Владыкиным, М.В. Гришкиной выдвинуто предположение, что б. по своему происхождению – юж. удмурты, испытавшие длительное и сильное тюркское влияние, принявшие ислам на тер. Волжской Булгарии и осознавшие себя как нечто отличное от удмуртского этноса, а в первые века II тыс. в результате исторических событий оказавшиеся в басс. р. Чепца. В Бол. советской энциклопедии утверждается: «Этнографические и исторические данные позволяют видеть в б. потомков болгар волжско-камских». По мнению Д.М. Исхакова, основу б. составили волжские булгары-мусульмане, проникшие в басс. р. Чепцы не позже 1-й четв. XIV в. В русских летописях XV в. и жалованных грамотах арских князей (каринских татар) 1-й пол. XVI в. предков б. именовали «агарянами» (этим термином в русских источниках называли мусульман) и «чуваша». Тот факт, что «чуваша» именовались одновременно иногда и «татарами», доказывает, по мнению Д.М. Исхакова, их тюркоязычность. В XVI в. «чуваша каринская старая» пополнилась выходцами из Заказанья (Казанского и Свяжского уездов), это была «чуваша из казанских мест», смешанная с юж. удмуртами, принявшими ислам или находившимися под сильным влиянием мус. культуры. В результате длительного совм. проживания, общности социального положения и религии произошло смешение булгарского и удмуртского компонентов. В итоге образовалась группа б. «метисного» происхождения, представители которой обладали особым этническим самосознанием и этнонимом. Именно смешанный характер группы б., отделивший их как от удмуртов, так и от татар, придал этому населению признаки этнической группы, сохранившей долгое время значительную устойчивость, делает вывод Д.М. Исхаков. Особый интерес многих исследователей вызывали остатки мус. обрядов в религиозных верованиях б., до сер. XVIII в. официально числившихся мусульманами, а затем, с крещением сев. удмуртов, обращенными в христианство (см. Крещение татар и бесермян Удмуртии). Несмотря на это, б. продолжали сохранять мус. обряды до сер. XX в. (а в части селений и в наст. время). Напр., они приглашали муллу весной для моления перед выгоном скота и началом посевных работ; обязательным было участие муллы на поминках по умершему и на общих календарных поминках; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле; сохранялось табу на свинину, соблюдался мус. пост, существовал культ «татарских» кладбищ (бигер шай). Именно эти обычаи послужили основанием для многих исследователей кон. XIX – нач. XX в. считать б. крещеными татарами. В целом для религии б. характерен сложный синкретизм из элементов православия, традиционных верований и ислама. Развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности. Объектом исследования не раз становились связи татар и б. в контексте изучения этнической истории чепецких татар. Особое значение имеют работы П.М. Сорокина, который впервые высказал предположение о том, что основную часть татар Глазовского уезда (в границах совр. Юкаменского р-на) составляют отатарившиеся б.-мусульмане. Основное традиционное занятие б. – пашенное земледелие; заметную роль играли животноводство, охота, рыболовство, бортничество. Стержневым социальным ин-том сельских б. вплоть до 1930-х гг. была соседская община. Сохранялись формы соседской и родственной взаимопомощи (веме). До нач. XX в. у б. наряду с малой семьей существовали большие неразделенные семьи. Межэтнические браки были редки из-за особенностей верований, быта и обрядов б. На сегодня б. составляют основную часть населения в 41 селе, где они проживают среди удмуртского, татарского и русского населения; чисто бесермянских деревень насчитывается 10. Совр. б. живут малыми семьями, часто встречаются смешанные браки. К нач. 1990-х гг. относится становление нац. движения б. С января 1990 г. действует Общество бесермянского народа. В 1992 г. Президиумом Верховного совета Удмуртии было принято постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа». В 1995 г. проведено этностатистическое обследование б., согласно которому 64% б. желали восстановить свою национальность, 13,5% отнесли себя к удмуртам, 2,5% – к русским, 20% затруднились со своей самоидентификацией. С 1996 г. регулярно проводится респ. бесермянский праздник «Корбан». Открыто несколько историко-культурных экспозиций-выставок, успешно функционируют фольклорно-этнографические коллективы, осуществлен ряд изданий о культурном наследии Б., в 1990-е гг. впервые были защищены диссертации по б. На радио и ТВ Удмуртии осуществлен ряд передач о б. Постановлением пр-ва РФ от 29.03.2000 г. б. включены в перечень коренных малочисленных народов РФ. Лит.: Архив СПб. отделения РАН, ф. 811, д. 41, л. 114–116 об.; Белицер В.Н. К вопросу о происхождении бесермян (по материалам одежды) // Труды Ин-та этнографии АН СССР. Т. 1. – М., 1947, с. 183–93; Бесермяне // БСЭ. 3-е изд. Т. 3. – М., 1970, с. 262; Владыкин В.Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Сов. этнография. – М., 1970, № 3, с. 37–47; Владыкин В.Е., Попова Е.В. Бесермяне // Народы и религии мира. – М., 2000; Те же. Этническая мобилизация бесермянского народа // Феномен Удмуртии. Т. 3, кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. – М., Ижевск, 2003; Генинг В.Ф. Этногенез удмуртов по данным археологии // Вопросы финно-угорского языкознания. – Ижевск, 1967, вып. IV, с. 277; Гришкина М.В., Владыкин В.Е. Письменные источники по истории удмуртов IX–XVII вв. // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982, с. 25–27; Исхаков Д.М. Татаробесермянские этнические связи как модель взаимодействия булгарского и золотоордынско-тюркского этносов // Изучение преемственности этнокультурных явлений. – М., 1980, с. 16–38; Касимова Д.Г. Семейная обрядность чепецких татар. – Ижевск, 2003; Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. – М., 1964; Луппов П.Н. О бесермянах // О бесермянах: Сб. ст. – Ижевск, 1997, с. 19–49; Михеев И.С. Несколько слов о бесермянах // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. – Казань, 1901, т. 17, вып. 1, с. 51–60; Народы европейской части СССР. Т. 2. – М., 1964; Попова Е.В. Бесермяне (краткий историографический обзор) // О бесермянах. – Ижевск, 1997, с. 3–18; Ее же. Семейные обряды и обычаи бесермян. – Ижевск, 1998; Смирнов А.П. Волжские булгары. – М., 1951; Смирнов И.Н. Бесермяне Вятской губернии // Труды VIII археологического съезда. – М., 1897, т. 3, с. 313–14; Сорокин П.М. Арские князья в Карино // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. – Вятка, 1894, с. 45–70; Тепляшина Т.И. Удмуртский язык // БСЭ. 3-е изд. Т. 26. – М., 1977, с. 478; Она же. Этноним бесермяне // Этнонимы. – М., 1970, с. 177–87; Она же. Язык бесермян. – М., 1970; Трефилов Г.Н. Бесермяне по письменным источникам // Вопросы финно-угорского языкознания. – Ижевск, 1967, вып. IV, с. 310–18; Шестаков В. Глазовский уезд // Вестник РГО, ч. 26. – СПб., 1859; Шкляев Г.К. Бесермяне // Информ. бюллетень мин-ва нац. политики УР. № 1. – Ижевск, 1996; Штейнфельд Н.П. Бесермяне: Опыт этнографического исследования // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 год. – Вятка, 1894, с. 220–59. Д.К., Р.Н.

  1. бесермянеэтнографическая группа удмуртов См. Удмурты. Живут в Балезинском Юкаменском и Глазовском районах Удмурдской АССР. Говорят на удмурдском языке с некоторыми особенностями. ...Большая Советская энциклопедия II
  2. бесермянеэтнографическая группа удмуртов. Живут в Балезинском Юкаменском и Глазовском рнах Удм. АССР. Говорят на удмуртском яз. с некрыми особенностями. Вопрос о происхождении Б. ...Советская историческая энциклопедия
  3. бесермянеБЕСЕРМЯНЕ самоназвание бесерман народность общей численностью тыс. чел. проживающая на территории Удмуртии Российской Федерации. Язык наречие удмуртского языка. Религи...Современная энциклопедия
  4. бесермянесамоназв. бесерман этнос на С.З. Удм. в басс. р. Чепцы. Числ. ок. тыс. чел. по переписи в последующих записаны удмуртами. Говорят на бесермянском диалекте удм. яз. сохр...Уральская историческая энциклопедия