Ислам на Урале. Энциклопедический словарь

БАШКИРСКИЕ ВОССТАНИЯ XVIIXVIII ВВ

религиозный аспект. Б.в. – массовые вооруженные выступления башкир против колониальной политики Российского гос-ва, за социальные, политич., экономические, нац. и религиозные права. Происходили на тер. Казанской, Сибирской, Ногайской и Осинской дорог. Наряду с башкирами в восстаниях участвовали казахи, калмыки, марийцы, мишари, мордва, татары, удмурты, чуваши и др. народы Урало-Поволжского региона. В историографии сложилось несколько точек зрения на причины, побуждавшие башкир браться за оружие в борьбе за ущемляемые пр-вом права. Р. Порталь, Н.В. Устюгов, Р.Г. Кузеев говорят о специфическом характере взаимоотношений России и Башкирии как этнополитич. систем разл. уровня цивилизации. А.Н. Усманов и И.Г. Акманов делают упор на проявление социальных и классовых противоречий. Общепринятой является точка зрения на то, что причины б.в. – нарушения условий присоединения Башкортостана к России, захват вотчинных земель башкир, рост налогов и увеличение количества повинностей, ограничение прав местного самоуправления, произвол чиновников и попытки христианизации мусульман. Посл. причина значительной частью исследователей считается второстепенной, хотя ряд авторов, включая А. Юнусову, В. Имамова, И.М. Лотфуллина, Ф.Г. Ислаева и др., говорят о важности религиозного аспекта б.в. Факты из истории восстаний 1662–64, 1681–84, 1704–11, 1735–40, 1755–56 гг. и активном участии башкир в Крестьянской войне 1773–75 гг. подтверждают посл. тезис. Договоры, заключенные башкирскими племенами с прав-вом Ивана Грозного, предусматривали наряду с сохранением вотчинного землевладения неприкосновенность мус. веры. Однако царская политика в Приуралье уже в скором времени показала стремление к нарушению этой статьи договоров. Прежде всего это проявилось в экономических мерах принуждения к принятию православия мус. элитой. В 1628 г. вышел указ, запрещающий мус. мурзам владеть крепостными христианами. В 1648 г. было объявлено о том, что поместья с крепостными христианами останутся лишь у крещеных помещиков. Также проводилась политика экономического стимулирования перехода из ислама в православие подарками и деньгами. Один из первых новокрещеных в Уфе, Андрей Рудак Федоров, за добровольное крещение получил большой участок земли из казенного фонда. Соборное уложение и ряд указов 1680–81 гг. законодательно закрепили политику христианизации инородцев. В 1681 г. в Уфе был учрежден особый епископат, для крестившихся стали предоставляться налоговые льготы на 6 лет. Не посл. причиной Б.в. стала и политика православных монастырей по захвату земель мусульман. Так, лучшие земли в Мензелинском воеводстве по рр. Кама, Ик, Белая были захвачены СаввиноСтророжевским и Костромским монастырями. Тяжбы мус. населения с монастырями продолжались на протяжении десятков лет и заканчивались не в их пользу. Все это сыграло важную роль в начале вооруженной борьбы башкир и др. народов Приуралья за свои права. Так, одной из главных причин восстания 1681–84 гг. стала попытка насильственной христианизации мусульман Ср. Поволжья и Приуралья. Стремясь положить конец восстанию, от имени царей Ивана и Петра Алексеевичей 8.06.1682 г. восставшим была прислана грамота, где содержался призыв принести повинную и заверялось, что слухи о насильственной христианизации мусульман являются ложными: «...такого нашего... указу о крещении, чтоб крестить неволею, не бывало и ныне нет. И вам бы о том ни о чем не сумневатца». Это письмо имело целью внести раскол в ряды повстанцев. Непрекращающиеся б.в. стимулировали пр-во использовать жесткие методы насаждения среди башкир христианства. Мечети и проведение религиозных обрядов стали облагаться налогами (по 5 р. с каждого муллы, по 1 алтыну (6 коп.) с каждого приходящего на службу в мечеть), башкирские муллы были лишены права собственности на землю, при заключении браков и похоронах требовалось присутствие рядом с муллой русского священника. Требовалось строить мечети по образцу христианских храмов, устраивать кладбища около мечети. Наряду с экономическими санкциями в отношении ислама и мусульман проводилась политика насильственного крещения. Как отмечает Е.М. Главацкая, значительная часть уральских башкир была крещена вследствие подавления восстаний XVII–XVIII вв. Многие из захваченных в плен участников, а также их дети и жены были крещены и отданы русским «охочим людям», непокорных – казнили. Так, в апреле 1738 г. в Екатеринбурге был сожжен Тойгильдя Жуляков, один из новокрещен, «за то, что, крестясь, принял паки махометанский закон», в апреле 1739 г. была сожжена крещеная башкирка Кисябика Байрясова, три раза пытавшаяся бежать на родину к единоверцам. В ходе этого и последующих б.в. разрешалась покупка и перепродажа жен и детей повстанцев с правом их крещения и вывоза за границы Башкирии. Так, екатеринбуржцы, которым передавали в крепостные захваченных мусульман, писали расписки в том, что они их окрестили и «в башкирь не отпустят», как это сделал провизор Екатеринб. аптеки Л.Х. Мейндерс. Г.К. Валеев отмечает, что только в 1735– 40 гг., кроме казненных повстанцев, было «сослано во флот» 3236 чел., роздано жен и детей обоего пола для поселения внутрь России 8380 чел. В голодные годы (1738, 1776) за крещение давали хлеб; бедные башкиры, оставшиеся во время карательных экспедиций без средств к существованию, в обмен на хлеб продавали детей, жен и самого себя в крепостничество с превращением в христиан. Вывезенные в разл. части России крещеные башкиры были обречены на исчезновение как этническая группа и ассимилировались русскими. Следствием этих событий было то, что среди мус. населения Урала в дальнейшем часто распространялись слухи о предстоящем насильственном крещении. Несколько иначе власти относились к крещеным татарам. Если они вывозились за пределы Казанского уезда, в частности в Башкирию, то поселялись в определенных населенных пунктах: Нагайбакская крепость (см. Нагайбаки), Бугульчан, Мелеуз, Петровское, Бакалы и др. Там они становились казаками, сохраняли свой язык и этническую принадлежность. Затем многие из них также компактно были переселены на Оренб. пограничную линию. Заметную роль в организации б.в. играли абызы и имамы, апеллировавшие к религиозным чувствам мус. населения. Многие муллы непосредственно возглавляли восстания; самые известные из них – Кильмяк Нурушев, Батырша. Последний в своем знаменитом «Воззвании» к народам Юж. Урала выдвигал идею вооруженной борьбы за создание самостоятельного мус. гос-ва. Стремясь к ослаблению влияния мулл, возглавивших б.в., был издан указ от 11.02.1736 г., запрещавший пропаганду ислама среди язычников, строительство новых мечетей и медресе. Сокращалось количество духовенства, на каждую из четырех дорог оставили только по одному ахуну, шариатские суды были взяты под контроль администрации. Даже за малейшую провинность мулл могли «ссылать не только из Уфимского, но из Казанского и др. уездов». По сенатскому указу от 9.11.1742 г. было сломано 418 из 536 мечетей. В 1744 г. следующим указом сената было запрещено строительство мечетей в Уфимской пров.: «без указов мечетей и школ вновь не строить», а сенатский указ от 9.11.1742 г. приказывал сломать все новые мечети. Кульминацией возмущений нац. политикой Российской империи стало участие башкир и др. народов Урала в пугачевском восстании. Одной из существенных причин присоединения башкир к самопровозглашенному императору Петру III стал религиозный фактор. На него делалась ставка и самим Е. Пугачевым. В частности, лидер восстания в адресе мус. населению от 6–7.10.1773 г. писал, что «на вечные времена пожаловал я вас вашими землями и водами, хлебом и солью вашими, а также верой и совестью, богатством и сокровищами вашими». Несмотря на то что в результате подавления б.в. башкиры понесли значительные людские и материальные потери, лишились значительной части вотчин, с др. стороны, б.в. способствовали сплочению народа и вызреванию идеи создания собств. гос-ва, а также убедили прав-во отказаться от попыток насильственной христианизации мусульман. Принято считать, что широкое участие мусульман Поволжья и Приуралья в б.в. привело к изменению политики российских властей по отношению к ним. В связи с нарастанием социального напряжения в стране, составной частью которого было недовольство народов Урала политикой христианизации, казанская Контора новокрещенских дел в 1763–64 гг. была закрыта. По указу 1773 г. ислам стал «терпимой» религией. Мусульмане могли открыто исповедовать свою веру, строить новые каменные здания мечетей в городах, а мус. духовенство стало пользоваться поддержкой властей и включено в существовавший тогда Табель о рангах. В 1788 г. последовал указ об учреждении Уфимского духовного магометанского закона собрания (см. ОМДС), официальное открытие которого состоялось 4.12.1789 г. Успех политики насильственного крещения был незначительным: к нач. XIX в. крещеных башкир было всего 1,5% ко всему населению. Лит.: Акманов И.Г. Башкирские восстания // Башкирская энциклопедия. Т. 1. – Уфа, 2005, с. 357; Алеврас Н.Н., Цавлина Я.В. Башкирские восстания // Челябинская область. Энциклопедия. В 7 т. Т. 1. – Челябинск, 2004, с. 301–03; Валеев Г.К., Сляднев М.И. Ислам на Южном Урале: История и современность // Салават Юлаев – руководитель Крестьянской войны 1773–75 гг. на Южном Урале. – Челябинск, 2004, с. 105–33; «Горная власть» и башкиры в XVIII веке / Авт.-сост. Н.С. Корепанов. – Уфа, 2005; Имамов В. Запрятанная история татар. – Наб. Челны, 1994; Миненко Н.А. Татары Урала и пугачевщина // Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. № 1 – Екатеринбург, 1999; На стыке континентов и судеб. (Этнокультурные связи народов Урала в памятниках фольклора и исторических документах). Ч. 1. – Екатеринбург, 1996; Старостин А.Н. Эволюция мусульманской уммы Среднего Урала в конце XIX – начале XXI вв. (на примере Свердловской области). Магистерская диссертация. – Екатеринбург, 2008; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. – М., 2007; Она же. Кому мешает остров толерантности? Важнейшие черты ислама как традиционной религии должны остаться незыблемыми // Республика Башкортостан. – Уфа, 12.11.2008, № 219. А.С.