Ислам. Энциклопедический словарь

СУННА

способ, путь, привычный путь, следование. Сунной называют слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества пророка Мухаммада, которые известны из различных сообщений очевидцев (См. Хадис). Во множественном числе - «сунан».
Сунна бывает трех видов:
1.Кауль - это различные высказывания пророка Мухаммада, которые приводятся в хадисах;
2.Фииль - это различные поступки, которые совершались пророком Мухаммадом. Эти поступки являются повелением для всех мусульман;
3.Такрир - молчаливое одобрение пророком Мухаммадом тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был. То есть если пророк молчаливо соглашался с чем-то и не выступал против этого, то это означает разрешенность данного действия.
Сунна является вторым после Корана первоисточником исламской религии, следование положениям которой является обязанностью всех мусульман. О необходимости следования Сунне пророка говорится во многих аятах Корана и хадисах:
- «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример - для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха» (Коран, 33: 21).
- «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас! Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то вернитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу» (4: 59).
- «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (Коран, 4:80).
- «...Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь...» (Коран, 59:7).
- «Я (т.е. Мухаммад) оставляю вам две вещи. Пока вы будете следовать этим двум вещам, вы не собьетесь с истинного пути. Это книга Аллаха и моя сунна». [Малик ибн Анас, Муватта, «Кадар» 3 (2, 899)].
- «Советую вам быть набожными по отношению к Аллаху. Даже если вами будет управлять раб из Эфиопии, то будьте покорны ему.Те, кто останется в живых после меня (т.е. Мухаммада), то увидит много разногласий. Напоминаю вам о моей сунне и сунне Праведных халифов, которые на истинном пути. Следуйте им... Будьте осторожны по отношению к новшествам. Так как все, что вышло после моей сунны и противоречит ей - это бид'а (новшество). Бид'а же является заблуждением, извращением». [Тирмизи «Илим» 16 (2678); Абу Давуд «Сунна» 6 (4607)].
Сунна имеет исключительное значение в Исламе. По отношению к аятам Корана, она несет следующие функции:
1.Повторяет повеления аятов Корана, подтверждает и усиливает их. Например, в Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (4: 29). Смысл этого аята полностью подтверждает следующий хадис из «Муснада» Ахмада ибн Ханбаля (V, 72): «Не является дозволенным для мусульманина имущество другого человека, если оно приобретено не по его согласию».
2.Комментирует аяты и вносит ясность в некоторые их смыслы. Например, в Коране часто говорится о необходимости совершения молитвы или поста. О том, как именно необходимо совершать намаз и пост подробно говорится в Сунне. Например, в аятеговорится: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них - безопасность, и они на верной дороге» (6: 82). По этому поводу пророк Мухаммад сказал: «Слово "несправедливость" касается лишь многобожия. Разве вы не слышали, что сказал Лукман: "… Многобожие - великая несправедливость».
3.Может отменить некоторые правовые повеления Корана (См. Насх и Мансух). Например, в Коране говорится: «Когда к кому-либо явится смерть и он оставляет [после себя] состояние, то предписано завещать [его] по обычаю родителям и близким родственникам» (2: 180). В Сунне же говорится: «Нет завещания наследнику» [Бухари (Васая, 6), Абу Давуд (Васая, 6)].
4.Может предписывать какие-либо правовые действия, о которых не говорится в Коране. Например, в Коране говорится: «Скажи: В том, что открыто мне, я не нахожу запрещенным для питающегося то, чем он питается, только если это будет мертвечина, или пролитая кровь, или мясо свиньи, потому что это - скверна, или нечистое, которое заколото с призыванием не к Аллаху...» (6: 145). Но Сунна запрещает также многие виды пищи, не упомянутые в этом аяте: "Все хищные звери с клыками и всякая птица с когтями запрещаются для потребления" (Бухари и Муслим). Кроме того, в хадисах говорится о необходимости совершения ночного намаза (См. Витр), о запрете на ношение золотых украшений и шелковых одежд мужчинам, что не встречается в Коране.
Сунна делится на три категории:
1.Мутаватир. Это различные сообщения, которые восходят к пророку Мухаммаду и его сподвижникам, известные из многочисленных цепей передатчиков, которые не могли договориться между собой об их фабрикации. Сунна-мутаватир является достоверной и никаким сомнениям не подлежит (См. Хабар аль-Мутаватир). В связи с этим, вероучительные и правовые положения, выведенные из Сунны-мутаватир, являются обязательми (фард) для исполнения. Если различные сообщения совпадают дословно, то их называют мутаватир аль-ляфзи, а если только по смыслу - мутаватир аль-манави.
2.Машхур. В ханафитском мазхабе это различные известные в мусульманской умме сообщения от пророка Мухаммада и его сподвижников, которые переданы немногочисленными независимыми друг от друга цепями передатчиков (например, двумя). По этой причине они не причисляются к категории мутаватир. Необходимость действия на основании сунны-машхур приближено к сунне-мутаватир. Другие же мазхабы считают сунну-машхур частью сунны-ахад, и в их классификации сунна делится только на мутаватир и ахад.
- Ахад. Это сообщения о жизни, речах и поступках пророка Мухаммада переданные малым количеством цепей передатчиков (одним или двумя). Эти сообщения уступают по значимости сообщениям мутаватир, и на их основе не строятся вероучительные основы религии. Но в некоторых правовых вопросах можно действовать на их основании, если они соответствуют критериям достоверности (См. Хадис).
В ханафитском мазхабе выдавать правовое предписание на основании сунны-ахад можно только в следующих случаях:
а) Если сподвижники, передавшие хадисы сами поступали так, как говорится в переданном ими сообщении. В противном случае необходимо поступать на основании того, что они делали и выдавали фетвы. Например, Абу Ханифа не предписывал действовать по хадису от Абу Хурайры, в котором тот говорил о том, что посуду, которой коснулась собака, необходимо семь раз протереть песком. Абу Ханифа обосновывал это тем, что сам Абу Хурайра не поступал таким образом, и протирал посуду лишь три раза и именно так выдавал фетвы. Поэтому ханафиты считают эти фетвы Абу Хурайры доказательством того, что семикратное протирание песком является отмененным (насх). Следовательно, это сообщение, по его мнению, вызывало сомнения, несмотря на то, что этот хадис был признан достоверным и содержится в сборниках хадисов Бухари (Вуду, 33) и Муслима (Тахара, 89, 91, 92, 99).
б) Хадис не должен противоречить кыясу и основным положениям шариата, если он передан сподвижником, который не был известным знатоком фикха и муджтахидом. То есть, если те или иные хадисы исходят от таких ученых сподвижников, как Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Омар или Абдулла ибн Масуд, то они принимаются и на их основании выдаются правовые предписания. Но если хадисы были переданы сподвижниками, которые были только передатчиками и не были учеными, то предписания на их основе, при противоречии с кыясом, не выдаются. Такое правило было введено потому, что многие известные хадисы передавались в смысловой, а не буквальной передаче. Поэтому, если сподвижник, который был одновременно факихом и муджтахидом передавал хадисы, то он использовал такие выражения, которые адекватно выражали их первоначальный смысл. Именно этого качества могло не быть у тех передатчиков, которые не были учеными. Поэтому если их хадисы противоречили кыясу и общепризнанным фактам, то они не принимались.
в) Сообщение о действиях пророка Мухаммада, которые должны были бы быть известными многим тысячам людей, не могут быть в единичной передаче (ахад). Например, известен хадис от Абдуллы ибн Омара о том, что, выпрямившись после земного поклона (руку) в намазе, пророк Мухаммад поднимал руки (Бухари, «Азан», 83-86). Однако такое должны были бы видеть многие тысячи людей и передать их другим людям. В результате такой хадис должен был бы быть в категории мутаватир. То же самое относится к громкому произнесению слов «Бисмилляхир-рахманир-рахим» в намазе, при прочтении суры «Фатиха». Это сообщение также известно в единичной передаче (Тирмизи, «Салат», 67). По этой причине таким хадисам в ханафитском мазхабе не следуют.
Что касается хадисов-мурсал, в конце цепочки передатчиков которых отсутствует сподвижник пророка Мухаммада, ссылающийся на него, то такие сообщения принимаются в маликитском и ханафитском мазхабе, с условием того, что они были переданы надежными передатчиками (См. Хадис). В шафиитском же мазхабе обязательным условием принятия хадиса-мурсал является передача его таким известным табиуном, как Саид ибн Мусаййаб или Хасан аль-Басри. Но даже при этом необходимо, чтобы такой хадис-мурсал был подтвержден по смыслу каким-либо другим хадисом, в иснаде которого присутствуют все передатчики, либо же другим хадисом-мурсал, признанным со стороны мусульманских ученых. Кроме того, такой хадис должен подтверждать высказывания некоторых сподвижников и должны быть данные о том, что мусульманские правоведы выдавали на их основе фетвы. Согласно правовым положениям шафиитского мазхаба, если существует противоречие между хадисом-мурсал и хадисом с непрерывной цепочкой передатчиков, то должен приниматься в качестве решающего последний.
В маликитском мазхабе для выдачи правового предписания на основании достоверного хадиса в единичной передаче (ахад) необходимо, чтобы его содержание подтверждалось традициями жителей города Медины. Например, согласно хадису, пророк Мухаммад завершал намаз двумя «саламами». Однако Малик ибн Анас предписывал заканчивать намаз одним «саламом», так как именно так делали мединцы.
Шафииты и ханбалиты выносят фетвы на основании любого хадиса-ахад, если он удовлетворяет всем требованиям достоверности, предъявляемым мухаддисами.
Что же касается различных деяний пророка Мухаммада, то они разделяются на три категории:
1.Деяния, которые он совершал в качестве обычного человека. К ним относятся, например, его трапеза, сон, питье; а также общественная деятельность: торговые сделки, хозяйственная деятельность, ведение войн, и т.д. Окружавшие его сподвижники учились у него этике и правильному совершению этих деяний.
2.Деяния, совершение которых было обязательно не для всех мусульман, а только для самого пророка. Например, это относится к специальному ночному намазу (См. Тахаджуд), непрерывному посту (висал) на протяжении двух и более дней.
3.Деяния, оговоренные в шариате, которые носят обязательный характер для всех мусульман. Это относится к намазу, посту, хаджу и т.д.
По степени необходимости совершения тех или иных деяний различаются следующие виды сунны:
Сунна гайри муаккада - различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал не постоянно. Это чаще называется мустахаб. Примером является совершение намаза-сунны, который предшествует обязательному намазу иша.
Сунна муаккада - различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал постоянно и покидал редко. Примером являются богоугодные намазы, совершаемые до и после намазов салат ас-субх и салат аз-зухр, чтение азана и икамы перед молитвой, чистка зубов и т.д. Воздержание от совершения сунны муаккада является очень нежелательным для мусульманина.
Существует также понятие Сунны хасана. Это разрешенные в Исламе деяния, основы которых восходят к периоду жизни пророка Мухаммада или его сподвижников, и которые укрепляют религию. Примером является сооружение минаретов, школ, написание книг. Даже если их не было в современном смысле этих слов во времена пророка Мухаммада, то все равно их основы существовали и поощрялись им. Например, если даже в его время не было минаретов, то все равно на молитву мусульман созывали с возвышенностей. Или если даже при нем не было точного подобия современных школ, то все равно, пророкобязывал всех своих последователей учиться и направлял к ним учителей. Поэтому сунна хасана не является нововведением (См. Бид'а).
Свои отличительные особенности в определении понятия Сунны имеет шиитская традиция (См. Иснаашариты).

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Синонимы:
предание


  1. суннаараб. обыкновение образ действий поведение св. предание ислама изложенное в рассказах хадисах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С. в исламе придано значение ис...Атеистический словарь
  2. суннаараб. обыкновение образ действий поведение св. предание ислама изложенное в рассказах хадисах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С. в исламе придано значение и...Атеистический словарь II
  3. суннаараб. образ действий поведение обыкновение мусульманское см. Ислам emСвященное преданиеem изложенное в рассказах хадисах о поступках и изречениях Мухаммеда. Эти рассказы...Большая Советская энциклопедия II
  4. суннамусульманское священное предание состоящее из хадисов. Сложилосьв кон. вв....Большой энциклопедический словарь II
  5. суннаСУННА мусульманское священное предание состоящее из хадисов. Сложилось в кон. вв....Большой энциклопедический словарь III
  6. суннаСУННА мусульманское священное предание состоящее из хадисов. Сложилось в кон. вв....Большой Энциклопедический словарь V
  7. сунназафиксированные в виде преданий хадисов поступки и высказывания пророка Мухаммеда считающиеся образцом которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями Корана ...Большой юридический словарь
  8. суннаСУННА зафиксированные в виде преданий хадисов поступки и высказывания пророка Мухаммеда считающиеся образцом которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями ...Большой юридический словарь II
  9. суннамусульм. свящ. предание. Состоит из неск. тыс. рассказов хадисов содерж. крых служат различ. поступки или суждения приписыв. Мухаммеду считающ. основателем ислама. Для му...Древний мир. Энциклопедический словарь
  10. суннамусульм. свящ. предание. Состоит из неск. тыс. рассказов хадисов содерж. крых служат различ. поступки или суждения приписыв. Мухаммеду считающ. основателем ислама. Для му...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  11. суннаараб. образ действий поведение Священное предание ислама содержащее рассказы хадисы о поступках и изречениях пророка Мухаммада. Рассматривается как дополнение Корана пом...Евразийская мудрость от А до Я
  12. суннамусульманское Священное Предание состоящее из хадисов. Сложилось в конце вв....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. суннаСунна мусульманское Священное Предание. Сложилось в конце вв.Синонимы предание...Исторический словарь
  14. суннадословно ясный или проторенный путь относится ко всему что сказал или сделал Пророк с чем он согласился или же не одобрил. Сунна второй после Корана источник Шариата....Краткий словарь исламских терминов
  15. суннаы ж.em Мусульманское священное предание состоящее из рассказов хадисов о Мухаммеде и его высказываний и как бы поясняющее и дополняющее Коран.[араб. sunna] предание...Малый академический словарь
  16. суннакорень СУНН окончание А Основа слова СУННВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой СУНН А Слово Сунна содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  17. суннаНачальная форма Сунна единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  18. суннаСунна ж. Мусульманское священное предание содержащее рассказы о жизни Мухаммеда а также его высказывания и являющееся дополнением к Корану....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  19. суннасунна сунна ы...Орфографический словарь
  20. суннаu жu мусульманское священное предание предание...Орфографический словарь русского языка
  21. суннасунна сунны сунны сунн сунне суннам сунну сунны сунной сунною суннами сунне суннах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  22. суннаОрфографическая запись слова сунна Ударение в слове сунна Деление слова на слоги перенос слова сунна Фонетическая транскрипция слова сунна [сун] Характеристика всех звук...Полный фонетический разбор слов
  23. суннаСунна араб. путь обычай предания о Магомете его поступках и изречениях. Составляет Священное предание ислама. Сунна составлена в IX веке из шести сборников хадисов.Источн...Религиозные термины
  24. суннасунна ыСинонимы предание...Русский орфографический словарь
  25. суннасунна ж.iSunnah...Русско-английский словарь
  26. суннаСуна...Русско-белорусский словарь
  27. суннарел.i суна жен.i...Русско-белорусский словарь II
  28. суннасунна Мхаммедт мр туралы аызгме...Русско-казахский словарь
  29. суннасунна...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  30. суннасунна...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  31. суннаж. рел. снн Мукамбет пайгамбар жнндг жомоклакаптар жана куранга жасалган кошумчалар жана тшндрмлр....Русско-киргизский словарь
  32. суннаSnnet...Русско-крымскотатарский словарь
  33. суннасунна суннат...Русско-таджикский словарь
  34. суннаж дин.сннт корънг мхммт пйгамбр тур. риваятьлр...Русско-татарский словарь
  35. суннасуннаСинонимы предание...Русское словесное ударение
  36. суннаСУННА араб. нрав обычай правило. Собрание различных сведений о жизни учении и деятельности Магомета. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А....Словарь иностранных слов русского языка
  37. суннаобыкновение образ действий поведение священное предание ислама изложенное в рассказах хадисах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С. в исламе придано значение ис...Словарь исторических терминов
  38. суннасунна предание Словарь русских синонимов. сунна сущ. колво синонимов предание Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы предание...Словарь синонимов II
  39. суннасунна предание...Словарь синонимов
  40. суннаараб. Мусульманское священное предание содержащее рассказы хадисы о Мухаммеде а также его высказывания. Считается дополнением к Корану....Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран II
  41. сунназафиксированные в форме преданий хадисов изречения и поступки пророка Мухаммеда считающиеся образцом которому обязаны следовать мусульмане....Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
  42. суннаСУННА зафиксированные в виде преданий хадисов поступки и высказывания пророка Мухаммеда считающиеся образцом которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями ...Словарь юридических терминов
  43. суннаСУННА...Словник української мови у 20 томах
  44. суннаараб. обыкновение образ действий поведение мусульм. священное предание изложенное в рассказах хадисах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда эти рассказы поясняют и...Советская историческая энциклопедия
  45. суннаСУННА мусульманское Священное Предание состоящее из хадисов. Сложилось в конце вв....Современная энциклопедия
  46. суннаСУННА мусульманское священное предание состоящее из хадисов. Сложилось в кон. вв....Современный энциклопедический словарь
  47. суннасунна [ар.] мусульманское священное предание содержащее рассказы хадисы о мухаммеде а также его высказывания считается дополнением к корану....Толковый словарь иностранных слов
  48. суннаСУННА сунны ж. араб. sunnдt. Собрание преданий о деятельности Магомета и дополнений к корану с толкованиями его....Толковый словарь русского языка II
  49. суннаСУННА ж. Мусульманское священное предание содержащее рассказы о жизни Мухаммеда а также его высказывания и являющееся дополнением к Корану....Толковый словарь русского языка
  50. суннаУдарение в слове суннаУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове сунна...Ударение и правописание
  51. суннаВ слам традиця вчинки висловлювання Мугаммада зафксована у форм оповдей хадис збрки хадисв визнаються суннтами за друге поряд з Кораномem джерело ври та основ мусульманс...Універсальний словник-енциклопедія
  52. суннамусульманское священное предание свод толкований Корана в догматических юридических и социальных аспектах сложилась в конце VII IX веках. Состоит из хадисов повествовани...Философия политики
  53. суннаСУННА СУННА араб. обычай пример термин который в арабомусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях основными из которых являются традиция...Философская энциклопедия
  54. суннасунна сунны сунны сунн сунне суннам сунну сунны сунной сунною суннами сунне суннах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы предание...Формы слова
  55. суннаСунна Сан Нус Асу Анус Уса Наус Сау...Электронный словарь анаграмм русского языка
  56. суннаСунна сонна сюнна арабское слово означающее обычай в особенности обычай установившийся в мусульманской общине по отношению к какомулибо религиозному или юридическому мом...Энциклопедический словарь
  57. суннаСУННА мусульманское священное предание состоящее из хадисов. Сложилось в кон. вв....Энциклопедический словарь естествознания
  58. суннасонна сюнна арабское слово означающее обычай в особенности обычай установившийся в мусульманской общине по отношению к какомулибо религиозному или юридическому моменту. ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  59. суннаСунна мусульманское священное предание состоящее из хадисов рассказов об эпизодах жизни Мухаммада. Сложилась в конце VII IХ вв. Суннизм одно из двух наряду с шиизмом ос...Энциклопедия культурологии
  60. сунназафиксированные в виде преданий хадисов поступки и высказывания пророка Мухаммеда считающиеся образцом которому обязан следовать мусульманин вместе с положениями Корана С...Энциклопедия юриста
  61. сунназафиксированные в виде преданий хадисов поступки и высказывания пророка Мухаммеда считающиеся образцом которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями Корана ...Юридическая энциклопедия