Ислам. Энциклопедический словарь

ВАХХАБИТЫ

(движение «ваххабитов») - так называют последователей салафитского религиозно-политического движения в Аравии (См. Салафизм). Основателем этого движения был Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (сер. XII/XVIII в.), который проповедовал идеи строжайшего единобожия, отказа от поклонения могилам святых (вали) и святым местам, очищения Ислама от поздних нововведений (бида). В основу его деятельности было положено теоретическое наследие Ибн Теймии. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб родился в Аяйне (Центральная Аравия, севернее Эр-Рияда) в 1116/1703 году. Его отец Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман был мусульманским судьей (кади). С ранних лет Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выучил Коран, затем изучал его толкование (тафсир) и хадисы. Первым его учителем был его отец. Затем Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб совершил путешествия по различным регионам Аравии и сопредельных провинций Османской империи. Путешествия Ибн Абд аль-Ваххаба оказали решающее воздействие на формирование его мировоззрения, так как он имел возможность познакомиться с различными верованиями населения этих регионов и определить свое отношение к ним. Последователи Ибн Абд аль-Ваххаба утверждали, что время этих поездок он увидел, что значительная часть людей не в полной мере придерживается мусульманских вероубеждений. Среди них были распространены различные суеверия, и они совершали акты служения и поклонения могилам, "святым" людям, различным предметам. Поэтому, находясь в Басре, он впервые выступил с лозунгами отказа от нововведений в религии и возвращению к тому вероубеждению, которое исповедовали пророк Мухаммад, его сподвижники и "праведные предки" (ас-салаф ас-салихин). Впоследствии его проповеди стали известны во всей Аравии и послужили толчком к новому реформаторскому религиозно-политическому движению, которое принято называть "ваххабитским". Главным в его проповедях была доктрина строжайшего Единобожия (Таухида) и призыв к отказу от нововведений и мистицизма. Подробнее об основах мировоззрения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и других салафитов см.Салафизм. Вернувшись в Аяйну, он заручился поддержкой местного эмира Османа ибн Хаммада ибн Муаммара. С его помощью Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб со своими сторонниками приступил к уничтожению различных "святых" мест, которые почитались местным населением. Это известие распространилось по всей Аравии. Таким образом, было положено начало политическому движению "ваххабитов", которые приняли на вооружение не только методы мирной проповеди, но и силовые методы борьбы за распространение своих убеждений. Все эти события привели к тому, что власти выслали Ибн Абд аль-Ваххаба из Аяйны, и он, в 1157/1744 году обосновался в Дерии. Здесь он установил близкие отношения с местным эмиром Мухаммадом ибн аль-Саудом. Это привело к тому, что популярность Ибн Абд аль-Ваххаба еще более возросла и со всей Аравии к нему в Дерию стали прибывать его последователи. Отсюда стали совершаться походы на близлежащие оазисы. Таким образом, в Неджде постепенно усилилась Дерия, которую возглавляли Саудиты. Проповеди Ибн Абд аль-Ваххаба послужили идеологической базой для арабского движения, возглавляемого саудовскими эмирами против власти Османской империи. В 1178/1765 г. умер Мухаммад ибн Сауд. Его место занял Абд аль-Азиз. Абд аль-Азиз был не только наследником престола, но и имамом мусульман-ваххабитов. Он сумел превратить Дерийский эмират в сильное государство. Спустя почти четверть века, с захватом Рияда в 1190/1773 году, весь Центральный Неджд попал под власть Дерийских эмиров (Саудитов). На всех контролируемых ими территориях шла активная проповедь "чистого Ислама" и "истинного Единобожия". В 1206/1792 году умер Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. К этому времени Дерийский эмират распространил свое влияние и на Восточную Аравию. Здесь, также как и в центральном Неджде, были разгромлены различные святыни, которые почитались населением. Уничтожались и шиитские святыни. В этот же период шли столкновения дерийцев с мекканскими шарифами в Западной Аравии. Эти столкновения шли с преимуществом Саудитов. Опасаясь дальнейших успехов Саудитов, турецкие власти отправили против них военные силы, которые, однако, потерпели неудачу. Преследуя их, войска Саудитов вошли в Сирию и Ирак. Им стало ясно, что Османская империя настолько ослабла, что не могла контролировать положение в своих провинциях. Воспользовавшись этим обстоятельствам дерийцы вторглись в Ирак и, в 1212/1802 году, разгромили шиитские святыни в Кербеле. В 1213/1803 году войска саудитов взяли Мекку. Но у Джидды и Медины турецким войскам удалось нанести им поражение и отбросить назад. В этом же году, в результате заговора погиб дерийский эмир Абд аль-Азиз. Его место занял его сын Сауд, который в 1215/1805 году захватил Медину и почти весь Хиджаз. В 1215/1805-1220/1810 годах дерийцы продолжали вторжения в Ирак и Сирию. Но к 1221/1811 году против Дерийского эмирата выступил правитель Египта Мухаммад Али, армия которого, во главе с Тусуном, начала теснить Cаудитов. Мухаммад Али был вассалом турецкого султана. В 1222/1813 году египтяне отбили у дерийцев Хиджаз. В том же году против них восстали оманцы, которые нанесли ваххабитам поражение. Но затем дерийцам удалось одержать серию побед над египтянами, которые, однако, не изменили расстановки сил в регионе. В 1223/1814 году умер Сауд и его сменил его сын Абдаллах. Но, к этому моменту, Дерийский султанат потерял контроль над Хиджазом, Оманом, Бахрейном и частью Тихамы. Причем череда поражений Cаудитов от египтян продолжалась. В 1226/1817 году уже почти весь центральный Неджд был захвачен старшим сыном Мухаммада Али - Ибрахимом. В 1227/1818 году пал последний оплот саудитов - город Дерия. Некоторые саудиты бежали, некоторых отправили в Египет, но многие из них погибли. Дерию сравняли с землей. Но, несмотря на этот разгром, уже через несколько лет, в результате восстания, государство Саудитов с центром в Рияде было восстановлено. Его эмиром стал Турки, представитель побочной ветви Саудитов. Но и это государство было разгромлено египтянами в 1247/1838 году. К 1259/1850 году Саудиты во главе с Фейсалом восстановили свою государственность с центром в Рияде и контролировали всю Центральную и Восточную Аравию. Затем государство Саудитов снова ослабло. На этот раз, в результате междоусобиц между аравийскими эмирами. Но в 1321/1902 году Саудит Абд аль-Азиз II снова захватил Рияд и, на этот раз, государство Саудитов обрело полную независимость и сохранило ее даже в период колонизации Ближнего Востока западными государствами. Реформаторские идеи Абд аль-Ваххаба нашли своих приверженцев не только в Аравии, но и за ее пределами. За чистоту Ислама и очищение его от нововведений стали выступать многие группы в Индонезии, Африке, Индии. Например, серьезным антиколониальным движением против английского владычества стало движение, возглавляемое Саидом Ахмадом Барелви. Он побывал в Мекке и ознакомился с положениями учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и салафизма. Вернувшись в Индию, он собрал своих сторонников и, в 1233/1824 году, объявил джихад колониальным властям. К 1239/1830 году они заняли Пешавар и создали там свое государство. Несмотря на подавление этого и других восстаний англичанами, последователи Ибн Абд аль-Ваххаба стали постоянной угрозой присутствию англичан в Индии, и длительное время возглавляли антиколониальную борьбу в регионе. Идеи Ибн Абд аль-Ваххаба были популярны и в Индонезии, где на острове Суматра приверженцы его учения боролись с голландскими колонизаторами. Идеи мусульманского реформаторства оказали большое влияние и на антиколониальные движения в Ливии, Судане и других странах.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

  1. ваххабитыпоследователи религиознополитического течения в Исламеem распространившегося в Неджде Центральная Аравия в конце в. Основоположник ваххабизма Мухаммед ибн Абд альВаххаб...Большая Советская энциклопедия II
  2. ваххабитысоб. последователи одного из направлений ислама возникшего в в. Вакхабиты требовали вернуться к первоначальному исламу отказа от роскоши песен и танцев от азартных игр у...Большая энциклопедия по психиатрии
  3. ваххабитыприверженцы религиознополитического течения в исламевозникшего в Центр. Аравии Неджде основатель Мухаммед ибн АбдальВаххаб . Ратуя за очищение ислама ваххабиты проповедов...Большой энциклопедический словарь II
  4. ваххабитыВАХХАБИТЫ приверженцы религиознополитического течения в исламе возникшего в Центр. Аравии Неджде основатель Мухаммед ибн Абд альВаххаб . Ратуя за очищение ислама ваххабит...Большой энциклопедический словарь III
  5. ваххабитыВАХХАБИТЫ приверженцы религиознополитического течения в исламе возникшего в Центр. Аравии Неджде основатель Мухаммед ибн Абд альВаххаб . Ратуя за очищение ислама ваххаби...Большой Энциклопедический словарь V
  6. ваххабитыВаххабиты последователи религиознополитического течения в суннитском исламе. Ваххабизм зародился в конце в. Сво название течение получило от имени Мухаммеда ибн Абд аль...Исторический словарь
  7. ваххабитыWahhabi приверженцы движения мусульм. возрождения последователи Мухаммеда ибн Абд альВаххаба . Движение В. стало офиц. религией госва Саудовская Аравия и до сих пор опред...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  8. ваххабитываххабиты ваххабиты ов ед. бит а...Орфографический словарь
  9. ваххабитыприверженцы религиознополитического течения в исламе возникшего в Центр. Аравии Неджде основатель Мухаммед ибн Абд альВаххаб . Ратуя за очищение ислама ваххабиты проповед...Политическая наука - Словарь-справочник
  10. ваххабитыВаххабиты приверженцы религиознополитического течения в исламе возникшего в Центр. Аравии Неджде основатель Мухаммед ибн Абд альВаххаб . Ратуя за очищение ислама ваххабит...Политология. Словарь.
  11. ваххабитыОрфографическая запись слова ваххабиты Ударение в слове ваххабиты Деление слова на слоги перенос слова ваххабиты Фонетическая транскрипция слова ваххабиты [вхбит] Характ...Полный фонетический разбор слов
  12. ваххабитыВАХХАБИТЫ приверженцы религиознополитического течения в исламе возникшего в Центральной Аравии Неджде основатель Мухаммед ибн Абд альВаххаб .Главный догмат В. вера в еди...Русская энциклопедия
  13. ваххабитываххабиты ов ед. ч. бит а...Русский орфографический словарь
  14. ваххабитыуаххабшылар...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  15. ваххабитываххабиттер...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  16. ваххабитыВАХХАБИТЫ [арабск. lt имя собств. Ваххаба XVIII в.] последователи одного из течений в исламе ИСЛАМ возникшего в XVIII в. в Центральной Аравии в. требуют отказаться от ро...Словарь иностранных слов русского языка
  17. ваххабитыприверженцы религиознополитического течения в исламе возникшего в Центральной Аравии Неджде. Основатель Мухаммед ибн Абд альВаххаб . Борясь за чистоту ислама выступали з...Словарь исторических терминов
  18. ваххабитыпоследователи пуританского религ.политич. течения в исламе распространившегося в Неджде Центр. Аравия в кон. в. Основоположник ваххабизма Мухаммед ибн АбдальВаххаб . Ве...Советская историческая энциклопедия
  19. ваххабитыВАХХАБИТЫ приверженцы религиознополитического течения в исламе возникшего в Центр. Аравии Неджде основатель Мухаммед ибн Абд альВаххаб . Ратуя за очищение ислама ваххабит...Современный энциклопедический словарь
  20. ваххабитыWahabi секта мусульманских пуритан строго следующих первоначальному тексту Корана. Названа по имени Мухаммеда ибн АбдальВахаба уроженца исторической области Неджд в центр...Страны и города мира. Словарь
  21. ваххабитываххабиты [lt соб.] последователи одного из течений в исламе возникшего в в. в центр. аравии в. требовали вернуться к первоначальному исламу отказаться от роскоши песен...Толковый словарь иностранных слов
  22. ваххабитыУдарение в слове ваххабитыУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове ваххабиты...Ударение и правописание
  23. ваххабитыВАХХАБИТЫ приверженцы религиознополитического течения в исламе возникшего в Центр. Аравии Неджде основатель Мухаммед ибн Абд альВаххаб . Ратуя за очищение ислама ваххаби...Энциклопедический словарь естествознания
  24. ваххабитыприверженцы религиознополитического течения в исламе возникшего в Центральной Аравии Неджде основатель Мухаммед ибн Абд альВаххаб . Главный догмат В. вера в единого бога ...Энциклопедия История отечества
  25. ваххабитыприверженцы религиознополитического течения в исламе возникшего в Центральной Аравии Неджде основатель Мухаммед ибн Абд альВаххаб . Главный догмат В. вера в единого бога...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  26. ваххабитыВАХХАБИТЫпоследователи реформатора Мухаммеда Ибн Абд альВаххаба ок. создавшего в исламе учение отвергавшее недозволенные новшества и выступавшее за возврат к первоначаль...Энциклопедия Кольера II