Ислам. Энциклопедический словарь

АЛЛАХ

создатель и управитель всего сущего бытия. Помимо Него никто не обладает этими качествами. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие невозможным. Он является самодостаточным. У Аллаха нет равных и в этом выражается Его абсолютное единство.
Аллах - имя собственное, соответствующее истинному Богу, Творцу и Господу всего сущего, обладателю всех превосходных имен и качеств, Единому, Единственному (уникальному). Имя "Аллах" образуется из определенного артикля "Аль" и слова "Илях", которое имеет значение "тот, кому поклоняются", "достойный поклонения". Артикль "Аль" указывает на Единственного истинного Бога, достойного поклонения. Необходимо отметить, что слово Аллах не имеет формы множественного числа и всегда произносится в единственном числе.
Слово аль-Илях было известно еще древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Древние семиты называли Бога Элох (Элоах). Это слово встречается в Ветхозаветной книге "Бытие", где одним из имен Бога является именно Элох(им). В то же время, на языках различных народов единый Бог называется различными именами. Однако все эти имена относятся только к Нему.
Аллах вечен и не имеет начала и конца. Постижение Его человеческим разумом невозможно. Однако некоторые Его атрибутивные качества поддаются приблизительному описанию категориями человеческого понятийного аппарата. То есть, например, можно говорить о Его существовании или совершенстве.
Умозрительные методы обоснования бытия Аллаха и пророческие откровения
В Коране можно встретить множество призывов созерцать феномены этого мира, размышлять над ними: «Поистине, в небесах и на земле - знамения для верующих! И в вашем творении и в рассыпанных Им животных - знамения для людей убежденных, и в чередовании ночи и дня, и в том, что ниспослал Аллах с неба из пропитания и оживил им землю после ее смерти, и в направлении ветров - знамения для людей, обладающих умом». (45:3-5).
Во все времена люди обладали знанием о существовании Творца и Создателя мира.Часто к такому выводу приходили интуитивно, так как древние мыслители пытались объяснить вопросы о происхождении и существовании мира, человека и его места в нем. Однако, признавая существование единого начала, древние мыслители часто не придавали Ему личностных атрибутов и представляли Его бесконечно удаленным от мира. Примитивное, мифологическое сознание древних людей также не давало возможности многим из них правильно поставить вопросы по различным проблемам и правильно ответить на них. В Коране говорится о том, что все люди, в том числе и язычники, знают о существовании Единого Творца, однако наряду с ним они поклоняются и лжебогам:
- «Oн - тoт, ктo пycкaeт вac в пyть пo cyшe и пo мopю; a кoгдa вы бывaeтe нa кopaбляx ... и oни тeкyт c ними пpи xopoшeм вeтpe, и paдyютcя oни eмy; пoйдeт бypный вeтep, и пoдoйдeт к ним вoлнa co вcex cтopoн, и пoдyмaют oни, чтo иx yжe oкpyжилo, - тoгдa oни взывaют к Aллaxy, oчищaя пpeд Hим cвoю вepy: "еcли cпaceшь Tы нac oт этoгo, мы бyдeм блaгoдapными". A пocлe тoгo, кaк Oн иx cпac, вoт, - oни злoчинcтвyют нa зeмлe бeз пpaвa. O люди, вaшe злoчинcтвo - пpoтив вac caмиx, кaк пoльзoвaниe ближaйшeй жизнью; пoтoм к Haм вaшe oбpaщeниe, и Mы cooбщим вaм тo, чтo вы дeлaли». (10: 22-23);
- «”Mы пoклoняeмcя им (т.е. языческим богам) тoлькo, чтoбы oни пpиблизили нac к Aллaxy близocтью”. Aллax paccyдит мeждy ними в тoм, в чeм oни pacxoдятcя!» (39: 3).
Наблюдения над природой и смыслом существования с одной стороны, и размышления о сущности бытия с другой, были присущи древним философам. Как пример этого можно привести Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и других мыслителей. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все превращается, они искали начало и изменения всех вещей. Отказ от признания в мировоззренческой доктрине древнего мира единого личностного властного начала привел к тому, что, по словам Аристотеля: «Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и во что как в последнее они, погибая, возвращаются…». Например «Фалес утверждал, что началом всего является вода… Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее воды и из простых тел принимают его за начало». Сам же Аристотель считал, что в основе бытия лежит некая первоматерия, в основе которой лежат 4 материальные стихии: огонь, воздух, вода и земля.
Аналогичное мировоззрение можно наблюдать в древнеиндийском обществе. Как и у древних греков, цепь их умозрительных рассуждений проходила в плоскости материального. Небу и земле вначале приписывались лишь физические свойства - необъятность, ширь, плодоносность. Земле приписывают такие качества, как «дающая мед», «полная молока». Земля и небо вначале рассматриваемые как независимые существа, вскоре вступили в тесные отношения. На Землю стали смотреть как на родящую мать, оплодотворяемую небом.
Однако те же древние греки и индийцы понимали, что проблема возникновения сущего бытия не может быть объяснена только материей, так как объяснить многообразие феноменов в мироздании только этой причиной невозможно. Поэтому они ввели понятие второй первопричины - бога. Однако этот бог не является аналогом монотеистического понимания Бога. Он является лишь неличностным формообразующим началом. Отношение материи и бога характеризуются у некоторых античных философов как отношения ремесленника и сырья, из которого он собирается вылепить формы. Другие (например, Аристотель) отождествляли безличного бога с движением, считая, что его функция заключается лишь в роли двигателя, приводящего в движение все мировые процессы.
Таким образом, в мировоззрении древних обществ в вопросе о первопричинах мироздания, в большинстве случаев имел место дуализм материи и безличного бога. Одновременно шел процесс слияния этих понятий путем персонификации материальных образов. Все материальные объекты и процессы персонифицировались и им придавались Божественные (в основном антропоморфные) атрибуты.
Однако умозрительные наблюдения древних мыслителей не ограничивалось только указанными выше результатами. Некоторые люди, отвечали на все интересующие греческих или индийских философов вопросы с других позиций. Ярким примером этого является описанная в Коране история размышлений пророка Ибрахима, который путем умозрительных заключений пришел к идее существования единого Бога-Творца. Об этом в частности упоминается в следующих аятах Корана: «И когда его (Ибрахима) покрала ночь, он увидел звезду и сказал: «Это Господь мой!». Когда же она закатилась, он сказал: «Не люблю я закатывающихся». Когда он (Ибрахим) увидел месяц восходящим, он сказал: «Это Господь мой!» Когда уже тот зашел, он сказал: «Если Господь мой меня не поведет на прямой путь, я буду из людей заблудившихся. Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: «Это Господь мой, он больший!». Когда же оно зашло, он сказал: «О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил лицо свое к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто и я не из многобожников» (6: 76-79).
Как видно из этого аята, характерной отличительной чертой размышлений Ибрахима являлось то обстоятельство, что он исходил из необходимости властной и всемогущей сущности Творца. Весь ход его рассуждений заключался в том, обладает ли властью над мирозданием тот или иной объект природы? Достойны ли материальные сущности феноменального мира того, чтобы их персонифицировали и делали божествами? Ведь без единого цементирующего начала в мироздании невозможно его существование, невозможна гармония отношений между различными проявлениями материального бытия. Подобный ход рассуждений проходит лейтмотивом во многих сурах Корана.
Кораническая история размышлений Ибрахима сильно отличается от хода размышлений и подходов к сущности бытия мыслителей древней Греции и Индии. Ибрахим не допускает мысли о том, что материальные объекты могут быть первопричиной мира. Весь ход его рассуждений строится на том, что все материальное имеет конец. Но то, что конечно не может обладать атрибутами Божественности. При этом Ибрахим задается вопросом о том, кто же является Создателем материального мира и, одновременно с этим, лейтмотивом проходит и мысль о том, кто владеет мирозданием. То есть важнейшим аспектом размышлений Ибрахима был вопрос о Божественной власти. Этим самым ход его рассуждений резко контрастирует с ходом рассуждений древних греческих и индийских мыслителей, которые не ставили проблему власти в своих рассуждениях.
Вопрос о том, кто владеет вселенной, привел Ибрахима к внутреннему озарению, осознанию им единого Бога, который владел всеми Божественными атрибутами и был конкретным личностным Творцом, а не безличным абсолютом древних философий. Ибрахим не строил сложных философских систем, но простота его подхода к вопросу о первопричине вселенной привела его к великой идее, которая позднее легла в основу монотеистического мировоззрения всего человечества. Именно этому мировоззрению было суждено пережить все умозрительные наблюдения и теории древних философов и стать достоянием самых широких масс многих народов мира.
Необходимо отметить, что согласно исламским первоисточникам, осознание существования Аллаха и знания о нем приходили к человечеству не только путем умозрительных заключений и размышлений над сущностью мироздания. Творец в различные времена посылал к различным народам мира Своих посланников (пророков), которые проповедовали идеи единобожия и приносили различным обществам более конкретные знания об Аллахе и Его атрибутах. Пророкам Бог посылал эти сведения путем откровений (вахй).
Ортодоксальная мусульманская доктрина называет первым пророком человечества Адама, а последним Мухаммада. Общее же количество Божьих посланников было довольно значительным, но в Коране называются имена только 25 пророков. Ими являются Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Лут, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб, Йусуф, Шуайб, Муса, Харун, Давуд, Сулейман, Аййуб, Зулькифл, Йусуф, Ильяс, Аль-Йаса, Закария, Йахйа, Иса, Мухаммад. Относительно пророчества Узайра, Локмана и Зулькарнайна, имена которых также называются в Коране, однозначных утверждений в среде мусульманских ученых нет.
Божьи посланники не были наделены даром знания сокровенного. Однако им было дано Откровение от Аллаха. Ошибка в передаче ими Божественного руководства исключена. Но они могли ошибаться в случае самостоятельного принятия решения, не санкционированного Божественным откровением. Но в этом случае Аллах поправлял их ошибки.
В соответствии с аятом Корана: "Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников" (2: 285), мусульманам предписывается не ставить различий между Божьими посланниками. Однако миссии пророков были различными. Все они были отправлены к своим народам, и только последний пророк Мухаммад выступил с миссией ко всему человечеству и принес последнее Божественное руководство - Коран. В связи с этим ему отводится особое место в исламской религии, которая имеет мировой статус.
Именно в пророческих Откровениях имеются все сведения о личностных качествах и атрибутах Аллаха.
Сущность, атрибуты и имена Аллаха
Бытие Аллаха непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворенной Им природы, Он сам не сотворен никем. Его бытие происходит из Него самого, и не существует ничего подобного Ему. Аллах создал все сущее бытие из ничего и привел все это в упорядоченное состояние. То есть, все мироздание и все формы бытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всеми процессами и событиями в сотворенном мире. Аллах также является творцом всех форм жизни и поддерживает их жизнедеятельность. В то же время, Аллах установил для всех людей, животных, растений определенный срок жизни. Конечными во времени являются также все объекты неживой природы.
Все в мироздании совершается только по воле Аллаха, который способен сделать абсолютно все. Только Он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без Его ведома. Аллах видит и слышит абсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от Его взора. Он является единственным истинным Хозяином всего сущего.
Кроме Аллаха других богов не существует. По этой причине единственным объектом для служения и поклонения является только Он. Аллах запрещает служение лжебогам. Служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми. Язычество, суеверия, поклонение и страх перед сотворенными стихиями и мифическими персонажами являются тягчайшими грехами перед Аллахом, которые Он не прощает. Однако в случае искреннего раскаяния человека Аллах прощает его.
Все правоверные мусульманские улемы единогласны в том, что все попытки постижения сущности Аллаха человеческим разумом или чувствами не могут привести к положительным результатам и являются запретными (харам). То есть, человеку не дано постигнуть Творца, так как ничто не является подобным Ему (Коран, 112: 1-5). Человек может постигнуть своими органами чувств только осязаемые предметы материального мира, а его разум способен анализировать только доступные ему феномены окружающего бытия. Но ничем подобным Аллах не является и сотворенный Им мир не является Его частицей. Поэтому постигнуть Аллаха невозможно. Человек должен только уверовать в то, что Аллах сам открыл о себе в Священных писаниях, которые приносили человечеству Его посланники (пророки).
Как уже говорилось выше, существование Аллаха не противоречит доводам разума. Но в то же время в Коране и хадисах имеются указания на некоторые личностные и атрибутивные качества и свойства Аллаха. Примером таких аятов из Корана являются нижеследующие:
- «...a зeмля вcя в Егo pyкe в дeнь вocкpeceния, и нeбeca cкpyчeны Егo дecницeй» (39: 67);
- «И cкaзaли иyдeи: "Pyкa Aллaxa пpивязaнa!" У ниx pyки cвязaны, и пpoкляты oни зa тo, чтo гoвopили. Heт! Pyки y Heгo pacпpocтepты: pacxoдyeт Oн, кaк жeлaeт. И кoнeчнo, y мнoгиx из ниx низвeдeннoe тeбe oт твoeгo Гocпoдa тoлькo yвeличивaeт зaблyждeниe и нeвepиe» (5: 69);
- «O Иблиc, чтo yдepжaлo тeбя oт пoклoнeния тoмy, чтo Я coздaл Cвoими pyкaми?» (38: 75);
- «...чтoбы плылa oнa нa Haшиx глaзax в вoздaяниe тoмy, кoгo oтвepгли» (54: 14);
- «Извинитe и oтвepнитecь, пoкa пpидeт Aллax co Cвoим пoвeлeниeм. Пoиcтинe, Aллax мoщeн нaд кaждoй вeщью!» (2: 109);
- «He oтгoняй тex, кoтopыe взывaют к Гocпoдy иx yтpoм и вeчepoм, cтpeмяcь к ликy Егo!» (6: 52)
- «И пpoчитaй тo из книги Гocпoдa твoeгo, чтo oткpытo тeбe; нeт мeняющeгo Егo cлoвa, и никoгдa ты нe нaйдeшь пoмимo Heгo зaщиты. (18: 27).
Все эти моменты являются лишь общим описанием Божественных качеств, применительно к человеческим понятиям. Поэтому эти места из исламских первоисточников нельзя понимать буквально. Большинство мусульманских улемов считали эти указания недоступными разумению и были уверены, что в них заключаются аллегории. Поэтому, на основании таких аятов, матуридиты и ашариты считали, что Аллах обладает извечными атрибутами, которые разделяются на личностные (Сифат аз-Затия), и связанные с Его проявлениями в сотворенном Им мире (Сифат ас-Субутия). Другие (салафиты) считали, что нельзя для объяснения этих аятов вводить иносказания, но необходимо принять их как есть, не вникая в их суть. То есть, по их мнению, Бог имеет руки и лик, но они не являются подобием человеческих, а Его гнев или способность говорить, также не являются аналогичными человеческим, а присущи только Ему непостижимым разуму образом.
В исламской традиции также существует понятие атрибутивных имен Аллаха. Все эти имена выражают качества Аллаха, которыми Он выражает свое присутствие в сотворенном мире. То есть, несмотря на множественность имен Аллаха, все они принадлежат только Ему. Их нельзя уподоблять качествам творений. Известен следующий хадис пророка Мухаммада, который содержится в сборниках Бухари и Муслима: «У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного. Тот, кто станет перечислять их - войдет в Рай». Но число имен Аллаха не ограничивается девяносто девятью, потому что у Аллаха есть имена, не упомянутые в Коране и Сунне. Ахмад ибн Ханбаль, и другие улемы, в своих сборниках приводят хадис, в котором пророк обращался с мольбой: «О, Аллах! Обращаюсь к Тебе каждым из Твоих имен, которыми Ты нарек Себя, или которые Ты ниспослал в Своей Книге, или которыми Ты открыл Себя кому-либо из Своих творений, или которые ведомы только Тебе...».
Например, именами Аллаха являются упомянутые в Коране Ар-Рабб (Господь), Ар-Рахман (Милостивый), Ар-Рахим (Милосердный), Аль-Хайй (Живой), Аль-Ахад (Единый) и т.д. (Подробнее см. Асма аль-Хусна).
Относительно проблемы сущности и атрибутов Аллаха см. также Матуридизм, Ашаризм, Мутазилизм, Салафизм.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Синонимы:
бог, валлах


  1. аллахимя бога в мусульм. религии. Нет бога кроме Аллаха. провозглашается в исламе. Каждая сура Корана кроме й начинается с его восхваления Во имя Аллаха милостивого милосердно...Атеистический словарь II
  2. аллахимя бога в Исламе. Образовано от арабского илах божество с прибавлением определнного члена аль у арамейцев алаха. А. как верховный бог был известен у северных арабов до...Большая Советская энциклопедия II
  3. аллахм. Allah аллах его ведает одному аллаху известно разг. шутл. il gatto lo sa ну его к аллаху! прост. che vada allinferno! Итальянорусский словарь. Синонимы бог валлах...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. аллахаллах ведаеталлах его ведаеталлах знаеталлах его знаетСинонимы бог валлах...Большой русско-английский фразеологический словарь
  5. аллахм.Al mх егоu знаuет разг.em sabe Dios...Большой русско-испанский словарь
  6. аллахсущ. муж. рода только ед. ч. одуш....Большой русско-украинский словарь
  7. аллахм. Allah m ради аллаха de grce!...Большой русско-французский словарь
  8. аллахАллах акбар акбарычstrong. Жарг. шк. Шутл.em Военрук преподаватель начальной военной подготовки. ВМН . Аллах [его] знает ведает.strong Прост. Шутл.em Абсолютно ничего не...Большой словарь русских поговорок
  9. аллахмен. чол. роду тльки одн. жив....Большой украинско-русский словарь
  10. аллахм.Allah mради аллаха de grce! бог валлах...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. аллахараб. имя Бога в исламе....Большой энциклопедический словарь II
  12. аллахАЛЛАХ араб. имя Бога в исламе....Большой Энциклопедический словарь V
  13. аллахАллах мя бога в слам...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  14. аллаха ч.i Назва Бога в мусульманськй релг....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  15. аллахАллах а...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  16. аллахв др.араб. миф. верхов. божество почитав. в Сев. и Цент. Аравии как богпредок и демиург бог неба и дождя. А. создатель мира и людей глава и отец богов. В мусульм. религи...Древний мир. Энциклопедический словарь
  17. аллахв др.араб. миф. верхов. божество почитав. в Сев. и Цент. Аравии как богпредок и демиург бог неба и дождя. А. создатель мира и людей глава и отец богов. В мусульм. религи...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  18. аллахараб илах божество у древних арабов верховное Божество Демиург. Аллах создатель мира и людей глава и отец богов. Слово Аллах повидимому является заменой запретного име...Евразийская мудрость от А до Я
  19. алла́хАллах назва Бога в мусульманськй релг фразеологзми Аллах його зна невдомо один Аллах зна вда одному Аллаху вдомо нхто не зна. В глибину бездонну океану Аллах все зряч...Жайворонок. Знаки української етнокультури
  20. аллахарабское имя Бога в исламе....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. аллахАЛЛАХ а м. allah ampLTар. alillah бог. Наименование бога в исламе. emКрысин . Лексem. Ян. аллаг Энц. лекс. аллах САН аллах. Синонимы бог валлах...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  22. аллахимя единого трансцендентного Бога в Исламе. В доисламском полуязыческом арабском мире почитался как высший среди богов. Мухаммад пророк Божий для мусульман ввел поклонени...Краткий религиозно-философский словарь
  23. аллахсм. Алла...Крымскотатарско-русский словарь II
  24. аллаха и аллаstrong нескл. м.em Наименование бога у мусульман.аллах знает или ведаетstrongто же что бог знает или ведаеталлах с нимто же что бог с нимодному аллаху известното ...Малый академический словарь
  25. аллахАллах араб. бог . Верховное божество древнеарабской мифологии почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как демиург создатель мира и людей глава и отец остальных бог...Мифологический словарь
  26. аллахкорень АЛЛАХ нулевое окончаниеОснова слова АЛЛАХВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АЛЛАХ Слово Аллах содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  27. аллахНачальная форма Аллах единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. аллахАЛЛАХ араб . имя Бога в исламе....Новый большой англо-русский словарь II
  29. аллахАллах м. Бог творец всего сущего в исламе....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. аллахАллах Аллах а но аллах с ним ну его к аллаху аллах его знает ведает...Орфографический словарь
  31. аллахаллах с ним ну его к аллаху аллах его знает бог валлах...Орфографический словарь русского языка
  32. аллахu мu в исламе Бог бог валлах...Орфографический словарь русского языка
  33. аллахАллах менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  34. аллахф.п. алла...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  35. аллахОрфографическая запись слова аллах Ударение в слове Аллах Деление слова на слоги перенос слова аллах Фонетическая транскрипция слова аллах [лах] Характеристика всех звук...Полный фонетический разбор слов
  36. аллахАллах ха хов Аллаше!...Правописний словник Голоскевича
  37. аллахединый и неделимый Бог в исламе Творец всего сущего и управитель мира. Вера в Аллаха основной догмат мусульманской религии....Религиоведческий словарь
  38. аллахШироко распространенное на Ближнем Востоке имя бога. Первоначально до возникновения ислама обозначало племенного бога мекканских курейшитов. Аллах очень древнее имя бога...Религиозные термины
  39. аллахаллах....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  40. аллахАллах а но аллах с ним ну его к аллаху аллах его знает ведаетem Синонимы бог валлах...Русский орфографический словарь
  41. аллахAllah eo Alaho...Русский-африкаанс словарь
  42. аллахAx алла...Русско-азербайджанский словарь
  43. аллахаллах м.iAllah...Русско-английский словарь
  44. аллахАллах м. Allah одному Аллаху известно God alone knows....Русско-английский словарь II
  45. аллахАлах аллах его знает шутл. алах яго ведае...Русско-белорусский словарь
  46. аллахрел.i алах муж.iаллах его знает шутл.i алах яго ведае...Русско-белорусский словарь II
  47. аллахАлла Синонимы бог валлах...Русско-ивритский словарь
  48. аллахалла дай тр...Русско-казахский словарь
  49. аллахАлла Алла Таала...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  50. аллахАлла...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  51. аллахм. алда мусулмандардын кудайы аллах его знает или одному аллаху известно разг. ким билет! билбейм такыр белгисиз....Русско-киргизский словарь
  52. аллахzhnzhСинонимы бог валлах...Русско-китайский словарь
  53. аллахAllaАллах его знает Alla bilir Allau alim...Русско-крымскотатарский словарь
  54. аллах...Русско-персидский словарь
  55. аллахмAl m бог валлах...Русско-португальский словарь
  56. аллахАллахAllah bwana ma Illahi ед.Аллах велик Allah akbar...Русско-суахили словарь
  57. аллахаллах олло...Русско-таджикский словарь
  58. аллахAllah аллах его ведает Allah bilir бог валлах...Русско-турецкий словарь
  59. аллахAllh...Русско-чешский словарь
  60. аллахИсламский бог...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  61. аллахАЛЛА или АЛЛАХ араб. alilah. Одно из имен бога у магометан. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АЛЛА или АЛЛАХ имя Бога у магометан....Словарь иностранных слов русского языка
  62. аллахАллах см. бог...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  63. аллахаллахСм. бог....Словарь синонимов II
  64. аллахаллах См. бог. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. аллах сущ. колво синонимов бог валлах Словарь синон...Словарь синонимов II
  65. аллахаллах ч. араб альлах божество бог в слам. Див. також слам...Словник іншомовних слів
  66. аллахдив. БОГ....Словник синонімів Караванського
  67. алла́хАЛЛАХ а ч. Назва бога в мусульманськй релг. А вас письменних треба б бити Щоб не кричали Ах! аллах! Не варт не варт на свт жити! Шевч. II Софта зняв руки й простяг над ...Словник української мови в 11 томах
  68. аллахАЛЛАХ а ч. з велико лтери.В слам Бог творець усього сущого.А вас письменних треба б бити Щоб не кричали Ах! Аллах! Не варт не варт на свт жити! Т. ШевченкоСофта зняв рук...Словник української мови у 20 томах
  69. аллахв исламе Бог творец всего сущего Я верю я верю что некогда Майна! Воскликнет Будда или Аллах. . в чехлах Хл на звон кувшина халат. Стройные снасти строки о страсти И...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  70. аллахАЛЛАХ в исламе Бог творец всего сущего Я верю я верю что некогда Майна! Воскликнет Будда или Аллах. рфм. в чехлах Хл Вздрогнет на звон кувшина халат. Стройные снасти ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  71. аллахимя бога в исламе. Образовано от араб. илах божество с прибавлением определ. члена аль или от арамейского алаха бог. Представление об А. как творце мира от крого зависи...Советская историческая энциклопедия
  72. аллахАЛЛАХ арабское имя Бога в исламе....Современная энциклопедия
  73. аллахАЛЛАХ араб . имя Бога в исламе....Современный энциклопедический словарь
  74. аллахаллах [ар.] наименование бога в исламе....Толковый словарь иностранных слов
  75. аллахАЛЛАХ а м. А прописное. В исламе Бог. Аллах его ведает илиодному аллаху известно разг. шутл. не знаю неизвестно. Ну его к Аллаху!прост. то же что и ну его!...Толковый словарь Ожегова
  76. аллахАЛЛАХ аллаха мн. нет м. араб. Бог у магометан. Аллах его ведает шутл. не знаю неизвестно. Одному аллаху известно шутл. то же. Ну его к аллаху! фам. ну его к чорту!...Толковый словарь русского языка II
  77. аллахАллах аллах а м. А прописное. В исламе Бог. его ведает или одному аллаху известно разг. шутл. не знаю неизвестно.Ну его к у! прост. то же что и ну его!...Толковый словарь русского языка II
  78. аллахАЛЛАХ а м. А прописное. В исламе Бог. Аллах его ведает или одному аллаху известно разговорное шутливое не знаю неизвестно. Ну его к Аллаху! прост. то же что и ну его!...Толковый словарь русского языка
  79. аллаха ч. Назва Бога в мусульманськй релг....Толковый словарь украинского языка
  80. аллахУдарение в слове АллахУдарение падает на букву а...Ударение и правописание
  81. аллахAllahАллах з ним let it pass forget about himАллах його зна God knowsну його до Аллаха to hell with himодному Аллаху вдомо God only knows...Українсько-англійський словник
  82. аллахRzeczownik Аллах m Allach Алла Aa...Универсальный русско-польский словарь
  83. аллахАЛЛАХ араб. бог в мусульм. религии. См. Ислам. dd Философская Энциклопедия. В х т. М. Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова. бог валлах...Философская энциклопедия
  84. аллахараб. бог в мусульм. религии. См. Ислам....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  85. аллаходному Богу Аллаху вдомо що жарт. Нхто не зна про щось. Одному Богу вдомо звдки пд дощем при страшнй бур придибав до нас дд З журналу Як вивчав вн по чому Ту красуню пт...Фразеологічний словник української мови
  86. аллахЛал Аллах Алл Халл Хала...Электронный словарь анаграмм русского языка
  87. аллахАллах образовано из члена al и арабского слова il h по толкованию арабов должно обозначать достойный или достойное молитв но на деле происходит несомненно от древнесемит...Энциклопедический словарь
  88. аллахобразовано из члена al и арабского слова ilh по толкованию арабов должно обозначать достойный или достойное молитв но на деле происходит несомненно от древнесемитического...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  89. аллахАЛЛАХараб. Бог. Археологические и лингвистические данные а также сведения из иных источников свидетельствуют что задолго до возникновения ислама некоторые арабы поклоняли...Энциклопедия Кольера II
  90. аллахараб. Бог. Археологические и лингвистические данные а также сведения из иных источников свидетельствуют что задолго до возникновения ислама некоторые арабы поклонялись вы...Энциклопедия Кольера
  91. аллахАЛЛАХallah в древнеарабской мифологии верховное божество почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как богпредок и демиург бог неба и дождя. А. создатель мира и люде...Энциклопедия мифологии