Индуизм

"НЬЯЯСУТРА"


осн. текст философской традиции ньяя. В окончательном, дошедшем до нас виде, т. е. встроенная в первый комментарий Ватсьяяны, оформилась не ранее II в. н. э. и приписывается Акшападе. Традиция путает его с легендарным основателем школы ньяя, риши Готамой, жившим несколькими веками раньше. "Н.-с." состоит из 5 больших разделов, каждый из к-рых делится на две "дневные" части, а далее на тематические главы и отдельные предложения — сутры. Всего в "Н.-с." 528 предложений. Написана в типичной манере сутр, т. е. крайне сжато, с опущением каждого избыточного или подразумеваемого по контексту слова или даже суффикса; широко используются многочленные сложные слова, к-рые допускают разное истолкование, что облегчает историч. задачу философских комментаторов, трактующих древний текст с т.зр. позднейшего развития философии. Функционально делится на 3 блока:
1)перечисление терминов,
2)определение перечисленного и
3)критическое исследование определенного.
Основные термины, составляющие понятийное ядро ньяи, следующие: инструменты познания; подлежащее познанию; сомнение; цель; очевидное; основоположение; составная часть аргументации; косвенный аргумент; диспут для выяснения истины; словопрения ради победы; возражение без выдвижения контртезисов; ошибочные логические основания; словесные увертки; эристические некорректные возражения по сходству; условия поражения в диспуте. Первые 9 описывают в основном содержательную деятельность познания и осуществление ее в языке, а далее — отражение и бытование ее в общей действительности разных сознаний, ставящих различные цели, и результат этой деятельности. Т. обр., в целом ньяя описывает методологию познания и мышления и связанные с ними социальные институты. Первый раздел определяет, нередко с дальнейшим классифицированием, перечисленные термины, кроме двух последних, излагаемых и исчисляемых в пятом разделе. Разделы 2—4 посвящены критическому исследованию введенных понятий, к-рое принимает форму рассмотрения и отклонения выдвигаемых оппонентами возражений. Доктрина льная и школьная принадлежность оппонента не указывается не только в самих "Н.-с" , но и в первом комментарии, поэтому восстановима лишь по содержанию и иногда предположительно. Из обсуждаемых проблем отметим: исследование сомнения (есть параллели с Декартом); обоснование средств познания; дискуссия о вечности или невечности звука, отстаивающая его преходящесть против точки зрения мимансы; доказательства существования самости (против буддистов) и ее вечности и бестелесности (против материалистов); мышление не есть свойство тела — также против материалистов; мышление не есть нечто длительное — против санкхьи; исследование проблемы начала всех вещей и понятия знания. В терминах западной философии "Н.-с." покрывает проблематику Аристотелева "Органона" и части "Метафизики", а разработка идей этого текста в традиции приводит к философии платонического типа с логикой, подобной аристотелевской.
А. Парибок

  1. ньяясутрапервоисточник системы ньяя автором считается Готама. Окончат редакция произведена между вв. Состоит из книг каждая из крых содержит раздела. Согласно Н.С. познание вед...Атеистический словарь II
  2. ньяясутраНачальная форма Ньяясутра единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  3. "ньяясутра"НЬЯЯСУТРА филос. трактат школы ньяя дающий первое систематич. изложение ее осн. принципов. Н.с. приписывается легендарному мудрецу Готаме Гаутаме или Акшападе и обычно от...Философская энциклопедия
  4. ньяясутраНЬЯЯСУТРА санскр. Nyayasutram базовый текст филос. системы ньяя составленный в вв. хотя многие сутры добавлялись и позднее. Составитель Н.с. опирался на предшествовавши...Философская энциклопедия
  5. ньяясутрафилос. трактат школы ньяя дающий первое систематич. изложение ее осн. принципов. Н.с. приписывается легендарному мудрецу Готаме Гаутаме или Акшападе и обычно относится ев...Философская Энциклопедия (в 5 томах)