Индуизм

ДЖАЙНИЗМ


Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. е. опирающегося на ведийский канон, джайнизм — неортодоксальное учение. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию — ахимсе, отшельничеству и монашеской жизни как условию высшей праведности. Эти черты роднят его с буддизмом. Есть и другие, более частные сходства, что давало основания некоторым исследователям рассматривать джайнизм как ответвление буддизма.
В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти не известен на Западе (джайны не поощряли любопытства европейцев). Между тем в самой Индии он имел значение не меньшее, чем буддизм, который с середины I тыс. стал распространяться главным образом за ее пределами. Джайнизм границ Индии никогда не преступал. В ряде районов (Бихар, Гуджарат, Орисса, Южная Индия) он пустил глубокие корни и сыграл большую роль в развитии индийской культуры, особенно в средние века.
В современной Индии джайнов очень мало — приблизительно 0,5% (около трех миллионов) населения, но их роль в жизни страны весьма заметна. Им принадлежат ключевые позиции в экономике (джайны занимаются в основном торгово-ростовщической деятельностью).
Санскритское название религии джайна-дхарма ("учение победителей") происходит от термина "джина" — победитель, т. е. тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.
Титулом Джина, а также Махавира (Великий герой) называли основателя вероучения Вардхаману. Согласно традиции, он был не первым, а двадцать четвертым провозвестником веры, тиртханкаром (создателем брода ("через океан бытия")) в ряду последовательно сменявшихся вероучителей. Истинное зарождение религии сами джайны относят к незапамятно далеким временам и связывают его с именем Ришабхи, первого тиртханкара.
Легендарная биография Вардхаманы во многих чертах сродни жизнеописанию Будды.Он родился в 599 г. до н. э. (по другим данным в 540 г. до н. э.) и был сыном вождя джнятриков (его родовое имя Джнятрипутра) в племени личчхавов жившем в Вайшали. Его юность также протекала в царском доме и не была омрачена никакими тяготами. Он получил приличествующее царевичу образование, в положенное время женился, у него родилась дочь. В 30-летнем возрасте, после смерти родителей, Вардхамана покинул родительский кров и стал отшельником. 12 лет бродил он по Индии нищим странником-аскетом, живя без одежды и почти без пищи. Он подвергал свою плоть самоистязаниям, занимался медитацией, участвовал в диспутах. Его главным оппонентом был глава секты адживиков Маккхали Госала. По истечении 12-летнего срока Вардхамана обрел высшее знание (кеваладжняна) и стал "победителем" — Джиной. Свое земное существование он окончил на 72-м году жизни в местечке Пава, недалеко от Раджагрихи (527 или 468 гг. до н. э.).
Еще при жизни Махавира Джина завоевал немалую популярность в некоторых областях Индии (современные штаты Бенарес, Бихар, западная Бенгалия). У него были последователи и ученики. Вероятно, он пользовался поддержкой некоторых восточногангских правителей.
Первые датированные сведения о джайнах относятся к маурийскЪй эпохе. Они содержатся в наскальных эдиктах Ашоки (III в. до н. э.). По всей вероятности, приверженцем джайнизма был Чандрагупта и внук Ашоки Сампрати.
В первые века новой эры джайны переселялись на юг, в Декан, и религия стала интенсивно распространяться в Южной Индии. Причиной переселения был, вероятно, жестокий голод, постигший страну в конце царства Чандрагупты. Переселение послужило толчком для раскола, разделившего общину на две секты. Переселенцы на юг требовали соблюдения обета наготы, установленного Махавирой. В противоположность им члены северной общины носили белые одежды. Первые стали называться дигамбары (одетые пространством, т. е. нагие), а вторые — шветамбары (одетые в белое). В I в. н. э. раскол утвердился окончательно. Деление на две секты сохранилось до наших дней, причем каждая из двух сект имеет подсекты. Разногласия между сектами затрагивают лишь частные вопросы теории и практики, но не касаются основ вероучения.
На юге джайны прочно утвердились и пользовались поддержкой многих царствующих династий: Сатаваханов (до III в. н. э.), Кадамба (IV—VI вв.), Чалукьев (VI—VIII вв.), Паллавов (V—IX вв.). В V в. джайнизм был здесь преобладающей религией, а джайнские ученые и поэты оказали огромное влияние на культуру. Так называемая "сангха Ваччхирананды", созданная в 470 г. в г. Мадурай, была идеологическим центром джайнизма на юге Индии. С XIII в. южноиндийский джайнизм стал клониться к упадку, и к концу XVI в. джайнская община на юге заметно ослабела.
По преданию, у Махавиры было 11 учеников-ганадхаров. Они сохранили его поучения в устной передаче в виде 14 разделов, называемых пувва (первые). Впоследствии каждый из 11 учеников составил по одной книге поучений, именуемых анга (часть). Именно они и составили ядро джайнского канона, утвержденного в Паталипутре (ныне г. Патна) в III в. до н. э. 8 12-ю книгу были включены 14 разделов, но она утрачена. Окончательная кодификация канона произошла позже, спустя 9 веков после времени жизни Махавиры, на соборе в Валлабхе (Гуджарат) в V в.
Дигамбары не признают этого канона, считая, что первоначальный священный вариант утерян, а в сохранившемся нет подлинных текстов, авторство которых они приписывают Ришабхе. Авторитетные тексты дигамбаров составили более поздние произведения на пракритах и на санскрите: "Пратхамануйога" (исторические предания), "Каранануйога" (космологические тексты), "Дравйануйога" (религиозно-философские трактаты) и "Чаранануйога" (этические и ритуальные предписания).
Канон шветамбаров, называемый Сиддханта или Агама, включает в себя 11 анг (разделов), 12 упанг (малых разделов) и несколько мелких произведений.
Собрание текстов представляет собой трудновоспринимаемые краткие афористические высказывания, поэтому вскоре возникла обильная комментаторская литература к ним. Позже появились теологические философские трактаты, а также ряд специальных научных и художественных текстов.
Джайнизм возник и сформировался в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, и потому имеет много общих с ними черт, характеристик, идей и понятий (карма, сансара, дхарма, нирвана, или мокша, и т. д.).
Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. Вечное существование вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период улучшения (утсарпини) и упадка (авасарпини).
В центре джайнской религиозно-философской доктрины — проблема бытия личности. В трактатах-сутрах излагается учение о пути к освобождению из круговорота бесконечной смены рождений и смертей. Оно может быть достигнуто обретением "трех сокровищ" (триратна): правильным воззрением, или видением истины (самьягдаршана), правильным познанием (самьягджняна) и правильным поведением (самьягчарита).
Правильное воззрение предполагает взгляд на мир в соответствии с джайнским каноном. Согласно его установлениям, мир функционирует вследствие взаимодействия джив (живого) и 5 видов неживого: пространства (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материи или вещества (пудгала) и времени (кала). Число джив, вечных и несотворенных, бесконечно. Ими обладают не только люди, боги, животные и растения, но и скалы, камни, воды и другие сущности и природные явления. Дживы взаимодействуют с кармической материей, обретают тела и рождаются в этом мире в виде живых существ, попадая в бесконечный круговорот сансары. Отношения живого и неживого проходят разные стадии, начиная от "притекания" кармического вещества к дживе и кончая мокшей — полным освобождением дживы от пут материального мира. Разные фазы этого отношения описаны в категориях "правильного воззрения".
Вторая "драгоценность" — "правильное познание" предписывает средства познания (прамана) и методы (найя). Джайнская теория эпистемологии была разработана весьма тонко и изощренно. Особую роль в ней играла доктрина неединственности (анэканта-вада), предполагающая условность и неполноту всякого высказывания об объекте познания. Уничтожение кармы может быть достигнуто через подвижничество, а предотвращение нового притока "кармического вещества" обеспечивается строгой дисциплиной. Она сводится к соблюдению основных обетов: ненасилия, т. е. ненанесения вреда всем живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья), а также отказа от собственности и воздержанности от суетных привязанностей (апариграха).
Обеты понимались буквально и строго. Джайнам не разрешалось заниматься сельским хозяйством, так как оно было сопряжено с уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Им предписывалась строгая вегетарианская диета. Воду для питья надлежало процеживать, у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе. Джайны носили с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и других насекомых, а с наступлением темноты и вообще не выходили из дому.
Подобные строгие аскетические учения и составили основу джайнской этики. Джайнские монахи должны были неукоснительно следовать суровым предписаниям устава. Для мирян, также входивших в джайнскую общину, правила были менее жесткими, но и полное освобождение для них было недоступно. К общеиндийскому фонду идей восходят и джайнские классификационные схемы, запечатленные в его космологии, мифологии и других комплексах представлений, отразивших джайнскую картину мира.
Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров. Значительное место в джайнской ритуалистике занимают паломничества и связанные с ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими.
Обрядовая жизнь джайнов-мирян в своих основных частях повторяет индуистский жизненный цикл. В общем джайнские общины встроились в индуистскую социальную структуру, образовав в ней особые касты.

Синонимы:
буддизм, религия


  1. джайнизмот имени собств. Джина одна из религий Индии возн. в в. до н.э. По преданию учение было передано из глубин веков пророкамиучителями последний из крых Вардхамана Махавир...Атеистический словарь
  2. джайнизмот имени собств. Джина одна из религий Индии возн. в в. до н.э. По преданию учение было передано из глубин веков пророкамиучителями последний из крых Вардхамана Махав...Атеистический словарь II
  3. джайнизмДЖАЙНИЗМ одно из основных религиознофилос. учений Индии возникшее в в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана крому впоследствии были дан...Большая советская энциклопедия
  4. джайнизмодно из основных религиознофилософских учений Индии возникшее в в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана которому впоследствии были даны...Большая Советская энциклопедия II
  5. джайнизмсоб. сохранившаяся и поныне религия в Индии. Основные е положения аскетизм запрещение убийства любого животного отказ от причинения вреда любому живому существу отрицание...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. джайнизмсущ. муж. рода только ед. ч.джайнзм уem...Большой русско-украинский словарь
  7. джайнизмрелигия в Индии ок. млн. последователей. Основателемсчитается Вардхамана именуемый Джиной и Махавирой в. до н. э. Как ибуддизм явился реакцией на ритуализм и отвлеченну...Большой энциклопедический словарь II
  8. джайнизмДЖАЙНИЗМ религия в Индии ок. млн. последователей. Основателем считается Вардхамана именуемый Джиной и Махавирой в. до н. э. Как и буддизм явился реакцией на ритуализм и...Большой энциклопедический словарь III
  9. джайнизмДЖАЙНИЗМ религия в Индии ок. млн. последователей. Основателем считается Вардхамана именуемый Джиной и Махавирой в. до н. э. Как и буддизм явился реакцией на ритуализм ...Большой Энциклопедический словарь V
  10. джайнизминдийское религиознофилософское учение возникшее в вв. до н.э. и ставшее одной из наиболее влиятельных религий Индии. Его основатель проповедник Вардхамана названный вп...Евразийская мудрость от А до Я
  11. джайнизмрелигия в Индии около млн. последователей. Основателем считается Вардхамана именуемый Джиной и Махавирой в. до нашей эры. Как и буддизм явился реакцией на ритуализм и о...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. джайнизмДжайнизм религия в Индии около млн. последователей. Основателем считается Вардхамана именуемый Джиной и Махавирой в. до н.э. Джайнизм отверг авторитет Вед открыл досту...Исторический словарь
  13. джайнизмкорень ДЖАЙН суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ДЖАЙНИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДЖАЙН ИЗМ Слово Джайнизм содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  14. джайнизмНачальная форма Джайнизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  15. джайнизмJainism инд. религ.филос. течение насчитывающее ок. млн. последователей. В основе Д. учение джайн победителей последним и самым великим из крых считается Махавира в. ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  16. джайнизмнеклассическая религиознофилософская система традиционной индийской культуры. Наряду с буддизмом и локаятой относится к числу школ не признающих авторитет Вед настика. Те...Новая философская энциклопедия
  17. джайнизмДЖАЙНИЗМ санскр. джина победитель одна из древнейших религий Индии возникшая в в. до н.э. и сохранившаяся до наших дней а также религиознофилософское учение. Иногда Д....Новейший философский словарь
  18. джайнизмсанскр. джина победитель одна из древнейших религий Индии возникшая в в. до н.э. и сохранившаяся до наших дней а также религиознофилософское учение. Иногда Д. как рели...Новейший философский словарь II
  19. джайнизмДжайнизм Jainism религия в Индии основана вероятно в в. до н.э. Вардхаманой ок. именуемым Джиной и Махавирой хотя конечно она гораздо древнее. Буддизм Будда направлен п...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  20. джайнизмджайнизм джайнизм а...Орфографический словарь
  21. джайнизмu м буддизм религия...Орфографический словарь русского языка
  22. джайнизмджайнизм джайнизмы джайнизма джайнизмов джайнизму джайнизмам джайнизм джайнизмы джайнизмом джайнизмами джайнизме джайнизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  23. джайнизмОрфографическая запись слова джайнизм Ударение в слове джайнизм Деление слова на слоги перенос слова джайнизм Фонетическая транскрипция слова джайнизм [джнизм] Характери...Полный фонетический разбор слов
  24. джайнизмДжайнизм одна из наиболее известных религий Индии. Обычно считается что джайнизм возник в VI веке до н.э. однако есть основания полагать что корни этой религии древнее. ...Религиозные термины
  25. джайнизмджайнизм аСинонимы буддизм религия...Русский орфографический словарь
  26. джайнизмджайнизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  27. джайнизмжайнизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  28. джайнизмджайнизм собств.em одна из религий Индии возникшая в в. до в. а. в сохранившаяся до ваших дней д. отвергает авторитет вед отрицает божественную предопределенность каст д...Словарь иностранных слов русского языка
  29. джайнизмодна из религий в Индии возникла в VI в. до н. э. Центральное место в учении занимает понятие о вечной душе которая может последовательно вселяться в различные материальн...Словарь исторических терминов
  30. джайнизм. Название джайнизм происходит от слова Джина Победитель прозвища полученного основателем религии. . Источники. Литература джайнов огромна. Она разделяется на две части ...Словарь религий, обрядов и верований
  31. джайнизмджайнизм буддизм религия Словарь русских синонимов. джайнизм сущ. колво синонимов буддизм религия судуанизм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы буддизм ...Словарь синонимов II
  32. джайнизмджайнизм буддизм религия...Словарь синонимов
  33. джайнизмодна из религий Индии ныне насчитывающая ок. млн. последователей джайнов. Назв. происходит от Джины санскр. победитель прозвища крое было дано основателю монашеской об...Советская историческая энциклопедия
  34. джайнизминд. религ.филос. учение оформившееся в вв. до н. э. и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана п...Советский философский словарь
  35. джайнизмДЖАЙНИЗМ религия в Индии около млн. последователей. Основателем считается Вардхамана именуемый Джиной и Махавирой в. до нашей эры. Как и буддизм явился реакцией на риту...Современная энциклопедия
  36. джайнизмДЖАЙНИЗМ религия в Индии ок. млн. последователей. Основателем считается Вардхамана именуемый Джиной и Махавирой в. до н. э. Как и буддизм явился реакцией на ритуализм и...Современный энциклопедический словарь
  37. джайнизмJainism нетеистическая религия основанная в Индии в в. до н.э. в противовес учению ортодоксального брахманизма Вардхаманой Махавирой прозванным Джиной. Основным в джайнис...Страны и города мира. Словарь
  38. джайнизминдийское религиознофилософское учение формировавшееся в VIV вв. до н.э. Основатель Джина Махавира отрицает авторитет Вед. Для этого учения характерен аскетизм запрещение...Тематический философский словарь
  39. джайнизмджайнизм [соб.] одна из религий индии возникшая в в. до в. а. в сохранившаяся до ваших дней д. отвергает авторитет вед отрицает божественную предопределенность каст для ...Толковый словарь иностранных слов
  40. джайнизмУдарение в слове джайнизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове джайнизм...Ударение и правописание
  41. джайнизмДЖАЙНИЗМ инд. религ.филос. учение оформившееся в вв.em до н. э.em и ставшее одной из наиболее известных религий Индии. Основателем Д. считается странствующий проповедник...Философская энциклопедия
  42. джайнизмОдна из инд. религий Философская идеалистич. система. По религ. традиции основателем или реформатором Д. считается современник Будды Махавира Вардхамана прозванный Джи...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  43. джайнизминд. религия родственная буддизму названная так по имени ее святых проповедников джайнов победителей последние из которых Паршва до Р. X. и Махавира до Р. X. являются ...Философский энциклопедический словарь II
  44. джайнизминд. религия родственная буддизму названная так по имени ее святых проповедников джайнов победителей последние из которых Паршва до Р. X. и Махавира до Р. X. являют...Философский энциклопедический словарь
  45. джайнизмджайнизм джайнизмы джайнизма джайнизмов джайнизму джайнизмам джайнизм джайнизмы джайнизмом джайнизмами джайнизме джайнизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  46. джайнизмИда Змий Зиндж Зина Зима Зидж Замин Зам Зажин Зажим Задний Изд Зад Изм Инд Жим Жид Жан Инж Маз Майн Ман Жад Дйан Дин Дим Дизайн Джина Джим Джайнизм Мдж Мзда Миаз Мина Наж...Электронный словарь анаграмм русского языка
  47. джайнизмДЖАЙНИЗМ религия в Индии ок. млн. последователей. Основателем считается Вардхамана именуемый Джиной и Махавирой в. до н. э. Как и буддизм явился реакцией на ритуализм ...Энциклопедический словарь естествознания
  48. джайнизмДЖАЙНИЗМодна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал...Энциклопедия Кольера II