Индуизм

АТМАН


в общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. е. "сам, сам себя: собою" и пр. Отсюда очень рано, уже в упанишадах, развилось общекатегориальное философское значение: рефлексия, положенная как нечто сущее. Все прочие содержательные и предметные употребления этого термина в философии суть результат истолкования и применения этого значения в согласии с нек-рыми предпосылками. В самом широком смысле А. чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собою, т. е. суть, сущность, самотождественность. Обычно понятие "А." применяется к живым существам, однако можно очень по-разному понимать, что же есть в живом существе А.Так, локаятик отождествляет А. с живым телом: "мой организм и есть я сам". Обыватель может считать А., т. е. самого себя, более внешним: "мои дети, мое социальное положение — это и есть я сам". Для полагания чего-то А. существен еще в момент распоряжения, господства: А. есть хозяин, владыка, тот, кто присваивает. В даршанах А. понимается как духовная субстанция, т. е. сверхчувств. вещь, при этом обычно нетождественная сознанию. В вайшешике — это вечная всепроникающая субстанция, носитель ощущений удовольствия и неудовольствия, желаний, волевых усилий, познания и праведности или неправедности. В санкхье и йоге А. часто называют Пуруша (букв, "муж"), это вечный бездеятельный свидетель материальных, в т. ч. психических и интеллектуальных, процессов, чистое бессодержательное сознание. В адвайта-веданте А. мыслится как абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самопереживания и тождественный абсолютному началу мира — Брахману. В разл. философиях употребляются термины "дживатман", т. е. "А. конечного существа", и "Параматман" — "Господь Бог как А." Вопрос об А. является одним из важнейших в индийской философии. Непризнание реальности А., т. е. утверждение, что эта категория не находит себе соответствия в обыденном или духовном опыте, является характерной чертой буддийской философии в отличие от индуистской.
А. Парибок

Синонимы:
душа, начало, пуруша


  1. атмансанскр. одно из осн. понятий в религ.мифологич. системе индуизма. В ведийск. литре прежде всего в Упанишадах обозначает субъективное психич. начало индивид бытие душу пон...Атеистический словарь
  2. атмансанскр. одно из осн. понятий в религ.мифологич. системе индуизма. В ведийск. литре прежде всего в Упанишадах обозначает субъективное психич. начало индивид бытие душу по...Атеистический словарь II
  3. атманАТМАН санскр. душа дух термин инд. философии в частности системы веданта обозначающий мировой дух. А. синоним брахмана....Большая советская энциклопедия
  4. атмансанскр. душа дух термин индийской философии в частности системы Ведантаem обозначающий мировой дух. А. синоним Брахмана. em...Большая Советская энциклопедия II
  5. атманодно из центральных понятий индийской философии и религиииндуизма индивидуальное субъективное духовное начало начиная супанишад и особенно в веданте утверждается тождеств...Большой энциклопедический словарь II
  6. атманАТМАН одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма индивидуальное субъективное духовное начало начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается ...Большой энциклопедический словарь III
  7. атманАТМАН одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма индивидуальное субъективное духовное начало начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается...Большой Энциклопедический словарь V
  8. атмансанскр. атта пали букв Абсолютный дух Высшее Я Мировая душа Высшая реальность Абсолютная реальность Я одна из осн. категорий брахманизма. С т зр. представителей брахман...Буддизм
  9. атмана ч.i В давньондйськй деалстичнй флософ всепроникне субктивне духовне начало душа....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. атманфундаментальное понятие индийской философии берущее начало в Ведах и характерное для абсолютного большинства философских школ. Означает всепроникающее субъективное духовн...Евразийская мудрость от А до Я
  11. атманодно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма индивидуальное субъективное духовное начало начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождес...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. атмандух самость Я одно из ключевых понятий индуистской философии. Впервые оно основательно разрабатывается в упанишадах. Здесь А. понимается как тело как местоимение я себя ...Индуизм - йога, тантризм, кришнаизм
  13. атманв индийской философии обозначает самый глубокий уровень самосознания человека. Согласно Упанишадам Атман есть Брахман т.е. в средоточии самосознания человека присутствует...Краткий религиозно-философский словарь
  14. атманв индуизме субъективное духовное начало в личном и вселенском планах основа мистической инициации...Краткий справочник мифологических терминов
  15. атманАтманatman ind...Латинский словарь
  16. атманatman санскрит душа дух индуистское понятие означающее чистую бессмертную духовную сущность или душу людей и животных. Джаватман это внутр. я или личность человека суть...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  17. атманАТМАН санскр. дыхание душа ясам в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях понятие обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное дух...Новейший философский словарь
  18. атмансанскр. дыхание душа ясам в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях понятие обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное ...Новейший философский словарь II
  19. атманф.п. атман...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  20. атманАтман кит. Во субстанциальное Я.Источник Религиозный словарь Синонимы душа начало пуруша...Религиозные термины
  21. атманатман...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  22. атманАТМАН санскр. душа противопоставл. телу и материальным объектам преграда которую надо устранить чтобы достичь слияния с мировой душой. Ср. дух ....Словарь астрологических терминов
  23. атманАТМАН [санскр. atman дыхание дух] в индуизме ИНДУИЗМ глубинная сущность личности не изменяющаяся при реинкарнации РЕИНКАРНАЦИЯ наивысший дух. Словарь иностранных слов. ...Словарь иностранных слов русского языка
  24. атманатман сущ. колво синонимов душа начало пуруша Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы душа начало пуруша...Словарь синонимов II
  25. атмансанскр. возвратное местоимение сам себя тело сущность душа дух мировой дух в индийской философии безначальное и непреходящее субстанциальное духовное начало индивида во м...Словарь-справочник по философии
  26. атманAttman Артур р. .X. швед. историк специалист в области швед.рус. экономич. отношений в и вв. В ректор нар. семинарии в Линчпинге. С проф. экономич. истории в Гтебо...Советская историческая энциклопедия
  27. атмансанскр.дыхание душа я сам в др.инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях всепроникающее субъективное духовное начало Я душа. Противопоставляется брахману к...Советский философский словарь
  28. атманАТМАН одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма индивидуальное субъективное духовное начало начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается ...Современная энциклопедия
  29. атманАТМАН одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма индивидуальное субъективное духовное начало начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается ...Современный энциклопедический словарь
  30. атманискра Богатворца Брахмы составляющая часть человеческой души которая после смерти физического тела возрождается в новой телесной оболочке либо исключается из круговорота ...Тематический философский словарь
  31. атмана ч. В давньондйськй деалстичнй флософ всепроникне субктивне духовне начало душа....Толковый словарь украинского языка
  32. атманУ ндйськй флософ та релг всепроникне духовне начало Яem незмнна душа особи в потоц перетворень сансари нколи ототожнювана з брагманом....Універсальний словник-енциклопедія
  33. атману ндйськй флософ та релг всепроникне духовне начало Я незмнна душа особи в потоц перетворень сансари нколи ототожнювана з брагманом....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  34. атманв индуизме вселенский дух абсолютное я божественный субъект скрытый в человеческом сердце. Согласно адвайтоведантистской традиции атман есть брахман т.е. субъектный абсол...Философия политики
  35. атманАТМАН санскр. atman сам себя тело сущность душа дух мировой дух кардинальное понятие инд. мысли означающее безначальное и непреходящее субстанциональное духовное начало...Философская энциклопедия
  36. атмансанскр. дух душа термин индийской философии гл. обр. системы веданта обозначающий объективно существующее сознание мировую душу. А. синоним брахмана....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  37. атмансанскр самость душа одно из центральных понятий инд. философии и религии индуизма вечная неизменная духовная сущность индивидуума. Веданта отождествляет атман с брахманом...Философский энциклопедический словарь II
  38. атманАТМАН санскр. дихання душа життвий принцип самсть сутнсть розумння одне з базових понять ндузму й нд. флософ яке познача вчну та незмнну сутнсть субктивну духовну першо...Філософський енциклопедичний словник
  39. атманАТМАН одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма индивидуальное субъективное духовное начало начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается...Энциклопедический словарь естествознания
  40. атманАТМАНсанскр. tman одно из кардинальных понятий в религиозномифологической системе индуизма.В ведийской литературе употребляется как местоимение я себя затем в значении те...Энциклопедия мифологии