Индуизм

АДЖИВИКА


(средства к существованию, (правильный) образ жизни) — одна из традиций шраманов. Подлинных текстов не осталось; нек-рые черты учения восстанавливаются из пристрастно-неприязненных описаний критиков, в осн. по текстам буддийского и джайнского канонов (VI—V вв. до н. э.). Видный вероучитель (но не основатель) А. — Маскарин Гошала (пали — Маккхали Госало), современник Будды. Джайнские источники рисуют его ренегатом Махавиры после шести лет ученичества. В дальнейшем А. упоминается вскользь и с неизменным осуждением в разл. текстах вплоть до XIII в. В основе спекулятивных воззрений А. — объективный детерминизм, не оставляющий места целесообразной человеческой деятельности. Все в мире вершится по судьбе-необходимости, людские поступки не влекут за собою соответствующих им плодов, т. е. нет религ.-духовных плодов и кармы в строгом понимании, хотя перевоплощения признаются. Такой взгляд ("нет отца, нет матери, нет учителя, все происходит в силу рока, обстоятельств и природы существ") ведет к полному аморализму, в чем и упрекали А. Следование образу жизни шраманов тогда можно объяснять ленью и уклонением от тяжелой работы в миру, а аскеза есть видимость, т. е. способ заработать себе на жизнь (аджива). Так А. предстает "философией", как рефлексией практики и менталитета люмпенства. Однако этот напрашивающийся вывод подозрительно карикатурен. А. отвергала пользование одеждою, но, в отличие от остальных традиций, не требовала целомудрия. В схематизации понятий (по будд, источникам) заметна склонность к числу 7: по 7 классов богов и людей, 771000 видов заработка и пр. Все существа достигнут избавления от сансары через 8400 тыс. кальп. Наличие в А. теоретич. мысли сомнительно; если она была, то категориально интересно разведение понятий необходимости и причинности, т. е. первая признается, а вторая отрицается.
А. Парибок

  1. адживикадревнеиндийское религиознофилософское течение выдвигавшееидею предопределенности всех явлений доминирующей роли судьбы рока.Отрицало авторитет Вед....Большой энциклопедический словарь II
  2. адживикаАДЖИВИКА древнеиндийское религиознофилософское течение выдвигавшее идею предопределенности всех явлений доминирующей роли судьбы рока. Отрицало авторитет Вед....Большой энциклопедический словарь III
  3. адживикаАДЖИВИКА древнеиндийское религиознофилософское течение выдвигавшее идею предопределенности всех явлений доминирующей роли судьбы рока. Отрицало авторитет Вед....Большой Энциклопедический словарь V
  4. адживикаАДЖИВИКА древнеиндийское религиознофилософское течение выдвигавшее идею предопределенности всех явлений доминирующей роли судьбы рока. Отрицало авторитет Вед....Новый большой англо-русский словарь II
  5. адживикаф.п. адживика...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  6. адживикаадживика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. адживикаАДЖИВИКА древнеиндийское религиознофилософское течение выдвигавшее идею предопределенности всех явлений доминирующей роли судьбы рока. Отрицало авторитет Вед....Современный энциклопедический словарь
  8. адживикаАДЖИВИКА происхождение термина спорное материалистич. учение Др. Индии возникшее повидимому в в. до н.э. Основателем А. считается мудрец Госала Маккхали крый совместно ...Философская энциклопедия
  9. адживикаАДЖИВИКА древнеиндийское религиознофилософское течение выдвигавшее идею предопределенности всех явлений доминирующей роли судьбы рока. Отрицало авторитет Вед....Энциклопедический словарь естествознания
  10. адживикаАдживика одно из неортодоксальных древнеиндийских учений отрицающих существование души. Его основателем считается мудрец Маркалидева VIV вв. до н.э. dd Большой толковый с...Энциклопедия культурологии