Индуизм - йога, тантризм, кришнаизм

ВАЛЛАБХАЧАРЬЯ

(1478-1530) — кришнаитский философ, теолог, принадлежал к вишнуитской школе (сампрадая) Вишнусвами. Автор комментария к Бхагаватапуране и ряда философских трактатов. В. — брахман с юга Индии; детство провел в Бенаресе, где получил классическое образование и изучил основные философские системы. В. много путешествовал по стране, активно проповедуя учение «чистого монизма» (шуддхадвайта). В. полагал, что реален не только Бог, но и мир. Мир — это и есть Бог, или Брахман, вне Бога он не существует. Сам Бог имеет три формы: первая — это Парабрахман-Крмшня, трансцендентальная форма Бога, воплотившаяся на земле; вторая — Акшара-Брахман (вечный), это источник природы, души, кармы и т. п., а также вечный рай Кришны (Голока); третья — это Антарьями-Брахман, частица божественной сущности в каждой душе. Пребывая в тленном мире, человек не способен постичь шести качеств Бога: всемогущества, бесстрашия, славы, красоты, всезнания и отрешенности от всего. Высший тип людей, согласно В., те, которые нуждаются в постоянном покровительстве Бога (пушти). К девяти ступеням бхакти-йоги В. добавил десятую — любовь (према), считая ее лучшей среди всех остальных. Но бхакта не может достичь страстной любви к Богу, если ему в этом не поможет сам Кришна. В. отрицает молитвенное взывание к Богу (молитва может напрасно «побеспокоить» Бога), аскетизм, отшельничество, психофизические упражнения. Ритуальное служение Кришне В. не отвергал; он лично заложил храм Кришны в Брадже, где отправлялся скромный культ. Этот храм стал со временем центром общины В. См. также Пушти-марг, Веданта.

  1. валлабхачарьямыслитель и проповедник кришнаитского бхакти автор комментариев к Бхагаватапуране и трактатов Сиддхантарахасья и Анубхашья. Сторонник шуддхаадвайты или чистого монизма В....Индуизм