Государство и право

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

административно-правовые отношения могут классифицироваться по нескольким критериям. По исполнению функции административного права административно-правовые отношения делят на две группы: 1) регулятивные – правоотношения, возникают на основе норм административного права, связаны с приобретением субъективных прав обязанностей путем правомерного поведения их участников; 2) охранительные – возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция управомоченных органов на такое поведение. По содержанию административно-правовые отношения классифицируют на: 1) материальные правоотношения – отношения, возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами административного права, например, отношения по установлению комплекса прав, обязанностей и ответственности участников административно-правовых отношений; 2) процессуальные правоотношения складываются в сфере управления в связи с разрешением конкретных дел. Они регулируются административно-процессуальными нормами. В теории административного права выделяются основные и неосновные административно-правовые отношения. К основным относятся те, в которых отчетливо проявляется властная природа управленческой деятельности. Это – отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти; между должностными лицами – руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата. Неосновные не отличаются названным свойством, например, административно-правовые отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, не связанными между собой соподчиненностью (отношения между двумя однопорядковыми органами исполнительной власти, возникающие при подготовке совместного правового акта). В зависимости от целей возникновения административно-правовых отношений выделяют: 1) внутренние, связанные с формированием и деятельностью управленческих органов; 2) внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием субъектов управления на объекты с целью достижения определенного результата. По юридическому характеру взаимодействия участников административно-правовых отношений выделяются: 1) вертикальные отношения, возникающие между соподчиненными сторонами, например, у вышестоящего и нижестоящего органа управления; 2) горизонтальные отношения – те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них соответственно отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Например, отношения между органами исполнительной власти и профсоюзными органами по поводу удовлетворения законных интересов последних, и т.п.