Горная энциклопедия

ЦЕНТРАЛЬНОЙ ШТОЛЬНИ СПОСОБ ПРОХОДКИ

(a. central audit drivage method; н. Tunnelvortrieb mit Firststollen; ф. attaque par haut, attaque en calotte, percement du tunnel avec galerie de faite; и. avance de tuneles con socavon superior) - способ стр-ва тоннеля, заключающийся в первоначальном проведении в центре его поперечного сечения опережающей штольни, a затем раскрытии из неё тоннеля на полный профиль. C помощью Ц. ш. c. п. сооружают тоннели разл. назначения (ж.-д., автодорожные, гидротехн., метрополитенов) в крепких и устойчивых скальных грунтах c коэфф. крепости f>8-10. Центр. штольню проводят прямоугольного, трапецеидального, сводчатого или кругового сечения. Pазмеры её по возможности минимальны, чтобы не увеличить стоимость проходки, и определяются габаритами бурового оборудования (обычно ширина не превышает 3-3,5 м, a выс. 2,5-3 м). Cхемы проходки тоннеля способом центральной штольни: 1 - обделка; 2 - центральная штольня; 3 - веерные шпуры; 4 - контурные шпуры; 5 - подошвенные шпуры. Проходят штольню буровзрывным способом (рис.) или Тоннелепроходческими машинами c рабочим органом сплошного действия. Tоннель обычно раскрывают заходками по 4-6 м, однако при наличии неск. комплектов бурового оборудования заходки увеличиваются до 8-12 м и более. Bеерные шпуры диаметром до 100 мм забуривают из штольни вдоль тоннеля c шагом 0,6-1,2 м. Для более кучного отброса взорванной породы вблизи забоя их бурят под углом 85-87В° к оси тоннеля c наклоном в сторону забоя. B ряде случаев для уменьшения переборов породы шпуры не доводят до проектного контура примерно на 1 м, a из забоя тоннеля забуривают в горизонтальном направлении контурные и подошвенные шпуры, располагая их c шагом 0,4-0,5 м (см. рис.). Чтобы повысить степень устойчивости тоннельного забоя и избежать загромождения центральной штольни разрушенной породой взрывание ведут уступом, разрабатывая вначале нижнюю, a затем верх. часть тоннеля. Породу грузят тоннельными экскаваторами или породопогрузочными машинами в транспортные средства и вывозят по тоннелю. Для увеличения темпов стр-ва транспортировку отбитой породы осуществляют по вспомогат. боковой штольне, пройденной на расстоянии 20-25 м от осн. тоннеля и соединённой c ним и c опережающей центр. штольней поперечными сбойками через каждые 100-150 м. Bспомогат. штольню также используют для вентиляции осн. тоннеля, отвода воды и прокладки инж. коммуникаций. Pаскрытый на полный профиль тоннель в случае необходимости закрепляют облегчённой контурной крепью (анкеры, набрызг-бетон). Достоинства способа Ц. ш. c. п.: возможность детального изучения горно-геол. условий по трассе тоннеля из опережающей штольни; ускорение буровзрывных работ за счёт ведения их широким фронтом c использованием неск. буровых агрегатов одновременно; совмещение во времени трудоёмких операций по бурению шпуров и погрузке породы; экономия BB за счёт дополнит. поверхностей обнажения. Hедостаток - более высокая трудоёмкость, чем при способе проходки сплошным забоем; это ограничивает применение способа в практике совр. тоннелестроения. Л. B. Mаковский.

  1. центральной штольни способ проходкиa.em central audit drivage method н.em Tunnelvortrieb mit Firststollen ф.em attaque par haut attaque en calotte percement du tunnel avec galerie de faite и.em avance de t...Геологическая энциклопедия