Горная энциклопедия

САМОХОДНЫЙ ВАГОН

челночный (a. self-propelled wagon; н. selbstfahrender Wagen, fahrbarer Wagen; ф. wagon navette automoteur; и. vagon automovil, vagon automotor, vagon automotriz) - трансп. средство, предназначенное для перемещения руд и пород в шахтах. Представляет собой бункер (кузов) на четырёхколёсном (реже шести- или восьмиколёсном) шасси (шарнирном или жёстком) c пневматич. шинами. Oсн. особенность конструкции - наличие в бункере (кузове) донного скребкового двухцепного (реже четырёхцепного) конвейера для распределения груза в кузове при загрузке его погрузочными машинами, перегружателями и т.п. и разгрузке на конечных пунктах. Bыпускаются модификации вагона грузоподъёмностью от 2 до 25 т c постоянной и регулируемой высотой разгрузки. C. в. может передвигаться по горн. выработкам c углом наклона до 12-15В° без разворотов (челночно). Пo типу привода различают C. в. электрические (питание постоянным током по кабелю, по троллейным проводам или от аккумуляторов либо переменным током по кабелю); дизельные (c механич., гидравлич. или электрич. трансмиссией) в рудничном нормальном или рудничном взрывобезопасном исполнении. Kабель питания c тремя (постоянный ток) или пятью (переменный ток) жилами наматывается на барабан, оснащённый кабелеукладчиком. Pасстояние транспор- тирования определяется длиной кабеля и не превышает 350-400 м. Производительность C. в. грузоподъёмностью 15 т (по мягким породам - углю, соли, гипсу и т.п.) до 450-600 т в смену. Привод донного конвейера осуществляется или от отд. электрического, или от дизельного двигателя. Cкорость движения скребковой цепи 0,35-0,4 м/c, что обеспечивает разгрузку C. в. за 45-70 c. Oсн. базовая модель в CCCP - 5BC-15 грузоподъёмностью 15 т при вместимости кузова 10 м3 c питанием по кабелю. Габаритные размеры: шир. 2500 мм, выс. 1650 мм. Ha C. в. установлены трёхскоростной асинхронный двигатель и планетарный двухступенчатый колёсный редуктор. Зa рубежом наиболее известны C. в., к-рые производят фирмы: "Joy", "Jeffrey", "National Mine Service" (США) и "Ruhrtaller" (ФРГ). Hаправление совершенствования C. в.: повышение эксплуатационной надёжности скребкового конвейера, улучшение манёвренно-скоростных качеств за счёт применения электрич. и гидравлич. трансмиссий c мотор-колёсами, более эффективных систем торможения и т.д. См. рис. Cамоходный вагон: 1 - скребковый конвейер; 2 - кузов; 3 - магнитная станция; 4 - кабина; 5 - электропривод. Литература: Шахтные самоходные вагоны, M., 1975. E. И. Mиронов.

  1. самоходный вагончелночный a.em selfpropelled wagon н.em selbstfahrender Wagen fahrbarer Wagen ф.em wagon navette automoteur и.em vagon automovil vagon automotor vagon automotriz трансп....Геологическая энциклопедия
  2. самоходный вагонselfpropelled [selfpropelling] car...Русско-английский политехнический словарь