Горная энциклопедия

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ

(a. railway track; н. Eisenbahnweg; ф. voie ferree, chemin de fer; и. ferrocarril, via ferrea) - комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй для движения железнодорожного подвижного состава. Используется для перевозки разл. грузов как в пределах терр. горн. предприятий, так и вне её. Особую роль Ж. п. играют в качестве трансп. коммуникации на карьерах, где предназначаются для перевозки п. и. и вскрышных пород от экскаваторных забоев до пунктов разгрузки, а также хоз. и вспомогат. грузов. По условиям эксплуатации, расположению и конструкции Ж. п. делятся на стационарные (постоянные) и передвижные (временные). Стационарные пути укладывают на длит. срок (иногда на весь срок службы карьера). К ним относятся траншейные, поверхностные, станционные и вспомогат. Ж. п. Временные пути периодически перемещают на новую трассу в связи с подвиганием или развитием фронта горн. работ. Соответственно этому передвижные Ж. п. подразделяются на забойные (на добычных и вскрышных уступах), отвальные, скользящих съездов и соединительные внутрикарьерные. С учётом различия конструкции скорость движения по стационарным путям ограничивается 40-50 км/ч, по передвижным- 20-25 км/ч. Линия, определяющая положение оси Ж. п. в пространстве, наз. трассой, проекция её на горизонтальную плоскость - планом пути, а проекция развёрнутой трассы на вертикальную плоскость - продольным профилем. При необходимости преодолевать значит. разность отметок в пределах карьера трасса Ж. п. искусственно развивается, размещаясь на одном или обоих его бортах. Отд. отрезки трассы в этом случае соединяются тупиками или петлями. Наименьший радиус кривой в плане назначается в соответствии с типом подвижного состава. На стационарных Ж. п. миним. значение этого параметра 200 м, на передвижных - 80-100 м. Продольный профиль Ж. п. проектируется в виде плавной линии, состоящей из горизонтальных участков (площадок), наклонных участков (уклонов) и вертикальных кривых, соединяющих площадки с уклонами. Величина уклона Ж. п. измеряется в тысячных долях. Наибольший затяжной уклон, по к-рому устанавливается весовая норма поезда, наз. руководящим уклоном. Согласно правилам техн. эксплуатации величина его не превышает 45‰. Осн. элементы Ж. п. - нижнее и верхнее строения. К нижнему относятся земляное полотно или искусств. сооружения (путепроводы, мосты, трубы, тоннели), к верхнему - рельсы, скрепления, шпалы и балласт. Земляное полотно сооружается в виде выемок, насыпей, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок. Характерной выемкой в карьерах является выездная траншея. Насыпи возводятся при отвалообразовании, полунасыпи и полувыемки - при нарезке уступов, проходке траншей или отсыпке отвалов на косогорах. Применяемый тип рельса определяется нагрузкой на ось подвижного состава, характеристикой пути, скоростью движения. Стандартная длина рельсов нормальной колеи 12,5 и 25 м. Для соединения их со шпалами используют промежуточные рельсовые скрепления (костыльные, шурупные, болтовые), для соединения рельсов между собой - стыковые скрепления в виде накладок, соединяемых болтами. От нагрузок на оси подвижного состава, грузонапряжённости линий, скорости движения, типа рельсов зависит число шпал на 1 км пути. При нагрузках на ось 250 кН и свыше для прямолинейных участков оно равно 1840, для криволинейных участков - 2000. Материалом для шпал служат дерево, железобетон и металл. Для колеи 1520 мм длина деревянных шпал 2,75 м, для колеи 750 мм - 1,5 м. Для снижения расхода деревянных шпал в карьерах выполняют мероприятия по увеличению срока их службы: пропитка, оковка торцов бандажами из полосового железа и др. Балласт, укладываемый на земляное полотно, обеспечивает распределение давления и смягчение ударов от подвижного состава. Материалом его служит щебень размером 20-70 мм, галька, гравий, крупнозернистый песок, хвосты обогащения, вскрышные породы. Толщина балластного слоя 0,25-0,4 м на стационарных путях и 0,15-0,25 м - на передвижных, расход балласта соответственно 1500-2000 м3/км и 600-1000 м3/км. Выбор конструкции верх. строения Ж. п. основывается на расчёте пути на прочность и на технико-экономич. оценке разл. возможных вариантов конструкции. Работы по содержанию и ремонту стационарных Ж. п. разделяются на текущее содержание, подъёмочный, средний и капитальный ремонты. Для передвижных Ж. п. выполняют две группы работ: текущее содержание и перемещение рельсошпальной решётки на новую трассу. Контроль за состоянием Ж. п. заключается в регулярной проверке ширины колеи, положения рельсов по уровню, наличия дефектов в рельсах, плотности скреплений. В связи с увеличивающимися нагрузками на ось подвижного состава применяют более тяжёлые рельсы, увеличивают число шпал и толщину балластного слоя. Для передвижных Ж. п. ведутся поиски конструкции безбалластного пути. М. Г. Потапов.

  1. железнодорожный путьЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ комплекс сооружений и устройств образующих дорогу с направляющей рельсовой колей iдля движения ж.д. подвижного состава. iОсн. элементы Ж. п. верхнее ...Большая советская энциклопедия
  2. железнодорожный путькомплекс сооружений и устройств образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей См. Рельсовая колея для движения ж.д. подвижного состава См. Подвижной состав. Основные ...Большая Советская энциклопедия II
  3. железнодорожный путькомплекс сооружений и устройств образующих дорогу с направляющей рельсовой колей. Ж. п. состоит из верхнего строения рельсов со скреплениями и противоугонными устройствам...Большой энциклопедический политехнический словарь
  4. железнодорожный путьЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ см. Путь железнодорожный....Большой энциклопедический словарь III
  5. железнодорожный путьЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ Путь см. Путь железнодорожный....Большой Энциклопедический словарь V
  6. железнодорожный путьa.em railway track н.em Eisenbahnweg ф.em voie ferree chemin de fer и.em ferrocarril via ferrea комплекс сооружений и устройств образующих дорогу с направляющей рельсово...Геологическая энциклопедия
  7. железнодорожный путь.железнодорожный путь подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта включающая в себя верхнее строение пути земляное полотно водоотводные противодеформационные з...Официальная терминология
  8. железнодорожный путьзалзнична коля....Російсько-український словник сталих словосполучень
  9. железнодорожный путьline railway track railway track...Русско-английский политехнический словарь
  10. железнодорожный путьrailway railroad track railway track...Русско-английский строительный словарь
  11. железнодорожный путьrailroad track...Русско-английский технический словарь
  12. железнодорожный путьжелезнодорожный путь...Русско-ивритский словарь
  13. железнодорожный путьbinario ferroviario linea f ferroviaria...Русско-итальянский политехнический словарь
  14. железнодорожный путьBahngleis Gleis Schienenfahrbahn Schienengleis...Русско-немецкий политехнический словарь
  15. железнодорожный путьdemiryolu...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  16. железнодорожный путьvoie ferre...Русско-французский экономический словарь
  17. железнодорожный путьeleznin tra...Русско-чешский словарь
  18. железнодорожный путьЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ см. Путь железнодорожный....Современный энциклопедический словарь
  19. железнодорожный путьЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ см. Путь железнодорожный....Энциклопедический словарь естествознания