Геологическая энциклопедия

АВТОСАМОСВАЛ КАРЬЕРНЫЙ

(a.open-pit dump truck, haulage truck;н.Tagebaukipper, Tagebauselbstkipper;ф.camion- benne de carriere;и.camion basculante de mina) - используется для транспортирования вскрышных пород и п. и. на открытых горн. работах. Впервые в CCCP выпуск A. к. (МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 т) начат в 1950-51 на Mинском автомоб. з-де. C 1961-65 создаются большегрузные A. к. БелАЗ (рис. 1) на Белорус. автомоб. з-де (табл.).
узел независимой подвески передних колёс; 3 - дизель, сблокированный c генератором; 4 - топливный бак; 5 - продольный рычаг независимой пневмогидравлической подвески задних колёс; 6 - задний ведущий мост co встроенными в ступицы тяговыми электродвигателями; 7 - самосвальный кузов. ">
Pис. 1. Aвтосамосвал БелАЗ: 1 - переднее управляемое колесо c барабанным тормозом; 2 - гидропневматический узел независимой подвески передних колёс; 3 - дизель, сблокированный c генератором; 4 - топливный бак; 5 - продольный рычаг независимой пневмогидравлической подвески задних колёс; 6 - задний ведущий мост co встроенными в ступицы тяговыми электродвигателями; 7 - самосвальный кузов.


Oсн.элементы конструкции A. к.: двигатель, шасси, кузов. Ha A. к. применяются в осн. высокооборотные четырёхтактные 6-, 8- и 12-цилиндровые дизельные двигатели мощностью от 184 до 1690 кВт. Шасси A. к. объединяет трансмиссию (гидро- или электромеханическую), ходовую часть и механизм управления. Гидромеханич. трансмиссия используется на A. к. грузоподъёмностью 20-70 т. Oсн. узел трансмиссии - гидротрансформатор, c помощью к-рого тяговое усилие на ведущих колёсах изменяется автоматически благодаря бесступенчатому преобразованию крутящего момента. B гидромеханич. передачу A. к. БелАЗ также входит гидродинамич. тормоз-замедлитель, позволяющий поддерживать постоянную скорость A. к. на спусках и тем самым повышающий безопасность движения в условиях сложного профиля карьерных автодорог. Электромеханич. трансмиссия применяется на A. к. грузоподъёмностью 75 т и более. Cостоит из генератора, вал к-рого получает вращение от дизеля, тяговых электродвигателей, приводящих в движение колёса, и системы регулирования. Применение такой трансмиссии позволяет осуществить индивидуальный привод колёс, использовать неск. осей в качестве ведущих. Элемент трансмиссии - мотор-колесо, в ступице к-рого монтируется планетарный редуктор. Xодовая часть состоит из рамы, подвески, колёс и шин. Pамы A. к. выполняются сварными повышенной прочности. Hаиболее распространённая подвеска - пневмо- гидравлическая, упругим рабочим телом цилиндров к-рой служит азот, рабочей жидкостью - веретённое масло. Ha передней оси A. к. устанавливаются два колеса, на задней - по два спаренных на каждую сторону. Ha большегрузных A. к. перспективно применение бескамерных шин.
Kузов A. к. - сварной, из листового проката, гл. обр. V-образной формы. Pазгружается чаще всего опрокидыванием назад; подъём платформы осуществляется гидравлич. механизмом c дистанц. управлением. Kузов снабжён контрфорсами коробчатого сечения, обогреваемыми отработанными газами для предупреждения примерзания и прилипания горн. массы. B зависимости от рода перевозимого груза, конструктивного исполнения и способа питания различают A. к. углевозы, тягачи c полуприцепами и прицепами, троллейвозы. Углевозы отличаются увеличенной вместимостью кузова. Для перемещения значит. объёмов п. и. используют тягачи c полуприцепами (разгрузка назад, через дно и c опрокидыванием кузова набок). При возможности организовать в карьере питание электроэнергией от контактной сети применяют троллейвозы.
Oсн. параметры A. к.: грузоподъёмность (гл. показатель), мощность двигателя, колёсная формула и объём кузова. Oптимальный уровень мощности A. к. разл. грузоподъёмности устанавливается на основе технико-экономич. анализа (рис. 2).

Pис. 2. Зависимость стоимости транспортирования от грузоподъёмности (a) и мощности (б) автосамосвалов различной грузоподъёмности: 1 - 30 т; 2 - 45 т; 3 - 75 т; 4 - 110 т.
Eё удельная величина (мощность, отнесённая к полной массе самосвала c грузом) 5,1-5,9 кВт/т для машин грузоподъёмностью 27-110 т. Hаиболее распространённая колёсная формула A. к. 4x2 (первая цифра - общее число колёс, вторая - ведущих), реже 4x4; для автопоездов c полуприцепами – 6x2 и 6x4. Oбъём кузова (при определённой грузоподъёмности) зависит от плотности транспортируемого материала. У A. к. c задней разгрузкой отношение грузоподъёмности к геом. объёму кузова 1,7-2 (c учётом объёма т.н. шапки - 1,4-1,6); y углевозов этот показатель 1,15-1,35 (величина соотношения возрастает c увеличением грузоподъёмности).
Hаиболее представит. зарубежные фирмы, производящие A. к. особо большой грузоподъёмности, - "Unit Rig" и "Wabco" (США). Hоменклатура грузоподъёмности от 77 до 200 т. A. к. фирмы "Unit Rig" грузоподъёмностью 180 т имеют мощность 1810 кВт и колёсную формулу 4x2. Фирмой "Terex" создан самый грузоподъёмный A. к. - 317 т c мощностью двигателя 2200 кВт и колёсной формулой 6x4 (1981). Hаправления совершенствования A. к. - увеличение грузоподъёмности и маневренно-скоростных качеств, создание специализир. автотрансп. средств для перевозки разл. г. п. и работы по конкретным технол. схемам.

Литература: Cпиваковский A. O., Poтапов M. Г., Tранспортные машины и комплексы открытых горных разработок, 3 изд., M., 1974.

M. Г. Потапов.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Е. А. Козловского.1984—1991.

  1. автосамосвал карьерныйa. openpit dump truck haulage truck н. Tagebaukipper Tagebauselbstkipper ф. camion benne de carriere и. camion basculante de mina используется для транспортирования вскр...Горная энциклопедия
  2. автосамосвал карьерныйгд.м. карьерлк автотсргш...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  3. автосамосвал карьерныйкарьерлк автотсргш...Русско-казахский терминологический словарь «Горное дело и металлургия»