Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах

СОВЕТСКАЯ ТЯЖЕЛОВОЗНАЯ

см. также 5. ЛОШАДИ

Порода создавалась с восьмидесятых—девяностых годах прошлого столетия до 1952 г., когда она была утверждена как новая порода тяжеловозных лошадей. Зона выведения породы была достаточно обширной — Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Тамбовская, Воронежская, Орловская области и Мордовская АССР. Это была зона развитой промышленности и интенсивного земледелия, здесь требовалась крупная сильная и достаточно подвижная лошадь. Успешное разведение лошадей такого типа было обеспечено достаточно стабильной кормовой базой.

Местные лошади стали улучшаться жеребцами бельгийской тяжеловозной породы брабан-сон, число которых все время увеличивалось.. В 1885 г. в указанной зоне в племенном использовании было зафиксировано три брабансонских жеребца, в 1895 г. —58,в 1905г. — 394; в 1945 г. — 891. Племенное ядро породы формировалось вначале в Хреновском, а позднее в Починковском конных заводах. Группу маток, отличавшихся сложным многопородным происхождением (першероно-ардено-суффолько-датских и различных вариантов верхового комплекса), перекрывали жеребцами брабансонами в течение 3—4 поколений, а затем разводили “в себе”. Параллельно шел процесс поглотительного скрещивания в массовом коневодстве, где широко использовались и жеребцы-помеси.

В 1936 г. было организовано три Государственных племенных рассадника по разведению брабансонских лошадей: Починковский, Мордовский и Гаврило-Посадский. Из последнего отпочковались Александровский во Владимирской области и Ярославский. Починковский и Мордовский госплемрассадники позднее были переформированы в конные заводы.

По мере роста интенсификации сельскохозяйственного производства рос спрос на крупную тяжелоупряжную лошадь. Влияние брабансонской породы стало распространяться все шире.В Прибалтийской зоне на иной маточной местной основе стали создаваться новые своеобразные породы лошадей — литовская и эстонская тяжеловозная.

Современные племенные лошади советской тяжеловозной породы отличаются крупным ростом, ярко выраженным упряжным типом, массивностью и костистостью. Средние промеры жеребцов-производителей в конных заводах (см): высота в холке 163, косая длина туловища 172, обхват груди 215, обхват пясти 25, у кобыл — 1.60—168—205—22,75. Живая масса жеребца составляет 850 кг, нередко доходит до 1000, матки — 650—750 кг. Экстерьер советских тяжеловозов имеет следующие характерные особенности: голова средняя, сухая, шея средней длины, часто коротковатая, мускулистая; холка низкая, спина длинная, часто мягкая, поясница средней длины, круп широкий, раздвоенный, свислый, обмускуленный, грудная клетка широкая, средней глубины, ребра округлые. Передние ноги часто- косолапые, задние саблистые. Конституция довольно рыхлая, сырая, но значительно суше и крепче, чем у брабансонов. Масть преобладает рыжая, бурая, гнедая.

Лошади советской тяжеловозной породы отличаются высокими рабочими и продуктивными качествами,. Зафиксированы следующие рекордные достижения: срочная доставка груза шагом на дистанцию 2000 м с силой тяги 150 кг — 11 мин 51,8 сек; срочная доставка груза рысью на дистанцию 2000 м с силой тяги 50 кг — 4 мин 50 сек; тяговая выносливость с силой тяги 300 кг — 1138 метров; максимальная сила тяги — 851 кг.

Советские тяжеловозы отличаются чрезвычайно высокой скороспелостью, мясными и молочными качествами. При нормальных условиях кормления и содержания жеребята к моменту отъема достигают живой массы 360—400 кг. Рекордное достижение по молочной продуктивности в породе — 6320 кг. Советские тяжеловозы хорошо оплачивают корм, но отличаются большой требовательностью к условиям содержания. Они недостаточно устойчивы к заболеваниям, хуже других выносят экстремальные условия разведения. Плодовитость кобыл в породе колеблется в пределах 65—76%.

Генеалогическая структура породы представлена 2-мя линиями, выводится новая линия Бостона-Омуля. .Маточные семейства представляют потомки 3-х родоначальниц.

Ведущие хозяйства: Починковский конный завод Нижегородской области, Мордовский конный завод Мордовской АССР.