Фразеологический словарь русского языка

ЭТОТ ГРЕШОК ВОДИТСЯ

за кем

Свойственно какое-л. отрицательное качество, порок, совершение предосудительного поступка.
Имеется в виду, чтолицо (X) склонно неоднократно совершать действия или имеет обыкновение проявлять качества характера, которые оцениваются говорящим как морально или нравственно неблаговидные.реч. стандарт.За X-омводится этот грех.Приотриц.возможныбезл.констр.В ролисамостоят. высказ.Порядок слов-компонентовнефиксир.

Не надо меня провоцировать. Правду я говорю далеко не всегда, но, как выясняется,этот грех водитсяне только за мной <...>.М. Юденич, Стремление убивать.Нет, денег было не жаль. Никогда не был жаден, чего-чего, аэтого греха не водилось.М. Юденич, Стремление убивать.

- Хороший она человек, но всегда опаздывает. Ну что ж поделать,водитсяза нейтакой грешок. (Реч.)

культурологический комментарий:Образ, лежащий в основефразеол., восходит к архетипическим,т. е.надличностным, формам коллективно-родового осознания и моделирования мира-хаоса, в соответствии с которыми категории "добро" и "зло" мыслились в связи с представлением о добрых и злых духах, помогающих или, наоборот, вредящих человеку. Эти идеи получили развитие в религиозно-христианских представлениях, согласно которым зло вошло в земной мир через грехопадение Адама и Евы (Григорий Нисский. Об устроении человека.СПб., 1995; Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви.Догматическое богословие.М., 1991и др.) и с тех пор "преследует" человека через искушение и соблазны (входящие в понятиегреха), ведя борьбу за бессмертную человеческую душу [ср. такжегрех попуталибес(чёрт, леший)попутал].фразеол.содержит метафору, которая уподобляетгрехмифологическому олицетворённому проявлению отпадения от морально-нравственных установок христианской культуры;ср.грех попутал, от греха подальше;И рад бы в рай, да грехи не пускают,а также: "Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех" (Рим.7: 19).Образфразеол.соотносится с религиозно-духовным кодом культуры,т. е.с совокупностью религиозно-нравственных установок и представлений, в котором само действие или качество человека может восприниматься и оцениваться какгрех;грехв этом случае выступает как символ морально-нравственной нечистоплотности (ср.грех смеяться над больным, невежество не грех) или, в отрицательных клише, имеющих обиходно-бытовой характер, - как мера (или эталон) знания христианско-религиозных установок (ср.грех не порадоваться, грех не знать). В основе образафразеол.лежит представление о склонности человека кгрехуи о трудности избавления от него.В современных нерелигиозных текстах находит отражение стереотипное обиходно-бытовое представление огрехекак об "обыкновении" совершать неправедные поступки (см.также комментарий кКАК НА ГРЕХ, и к ОТ ГРЕХА ПОДАЛЬШЕ).автор:И. С. Брилёва