Фразеологический словарь русского языка

У ДЬЯВОЛА НА РОГАХ

что, ктобыть; находиться; житьи т. п.

Очень далеко; неизвестно где.
Имеется в виду, чтостроения, элементы ландшафта (Z), территория (L), лицо или группа лиц (Х) находятся в крайне отдалённом, глухом и неосвоенном месте, куда трудно добраться, или что в этом месте происходит событие (Р). ✦Z <L, Х> находитсяу чёрта на куличках<Р произошлоу чёрта на рогах>.В роли именной частисказ.илиобст.

- Да ничего хорошего, - ответил пришедший, с любопытством разглядывая этих странных супругов. - Хорошее [жильё] я бы на двухкомнатную сменял. Две комнатёшки у меня. Обе на пятых этажах без лифта и телефона. Одна в этом районе, втораяу чёрта на куличках.Т. Набатникова, Каждый охотник.Петя никогда не бывал на Ближних Мельницах. Он точно знал, что это ужасно далеко,у чёрта на куличках.В. Катаев, Белеет парус одинокий.-А где это [убийство] произошло? - Дау чёрта на куличках, где-то в новом районе, там даже ещё не все дома заселены. (Реч.)

Баба Оля шла развинченной походкой после сеанса где-тоу чёрта на куличках, чуть ли не у Заставы Ильича - охота пуще неволи, - и её обогнал молодой мужчина <...>.Л. Петрушевская, Мост Ватерлоо.

Он шёл домой и думал со злостью: почему её нет? Почему я один? Почему она где-тоу чёрта на рогах, когда мне плохо?Ф. Вигдорова, Любимая улица.

Софье Бахметьевой принадлежала крошечная квартира в "хрущобе", расположеннойу чёрта на рогах, рядом с Волковым кладбищем, в Купчино.А. Маринина, Имя потерпевшего - никто.

Мне, чтоб добраться, нужно делать четыре пересадки. Я ведь живуу чёрта на рогах- Живописная улица.Я. Голованов, Кузнецы грома.

Этот посёлок да в Матёру бы к нам... - Ишь, чего захотела! Нет уж, я несогласная, - закричала Клавка. - Это опять посередь Ангары,у дьявола на рогах!В. Распутин, Прощание с Матёрой.

культурологический комментарий:Кулички(отдиал.кули/жьки, кули/ги) - маленькие выжженные и расчищенные лесные поляны, которые использовали под пашню в течение двух-трёх лет. Довольно быстро такие места зарастали, заболачивались, и их забрасывали. Согласно древнейшим представлениям, именно на этих дальних, мелколесных, болотистых местах обитали черти. (Мокиенко В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии.СПб., 1999. С. 270.)Образное основаниефразеол.восходит к древнейшим мифологическим формам коллективно-родового осознания мира-хаоса и связано также с архетипическими (древнейшими) противопоставлениями "далеко - близко", "свой - чужой". "Далеко" - это незнакомое, хаотичное, неосвоенное, "чужое" пространство, мир враждебных духов и нечистой силы, к которому принадлежитв т. ч.и чёрт, и место его обитания осмысляется как далеко расположенное от "мира своих". Поэтому, покидая "своё", известное, гармонически организованное пространство и тем самым нарушая условную границу между миром "своих" и "чужих", человек может обречь себя на тяжёлые испытания.Образфразеол.через компонентычёрт,дьяволсоотносится с религиозно-антропоморфным кодом культуры,т. е.с совокупностью наименований небожителей, ду/хов, представителей нечистой силы, их характеристик, состояний и стереотипных представлений о них, которые служат источником осмысления человеком мира.В религиозном сознаниидьявололицетворяет силы зла, противостоит доброму началу - Богу - и в загробном мире выступает как владыка ада, где мучаются грешники; в земной жизни он является главным вдохновителем колдунов и ведьм. (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1.М., 1997. С. 416.) В народных представлениях образдьяволасближается с образомчёрта, что отображено и в самой структурефразеол.В народной традициичёртвыступает как злой дух, "мелкий" бес, замещающий всю нечистую силу - водяного, лешего, домовогои т. п.Он постоянно вмешивается в жизнь людей, доставляет им мелкие неприятности, вводит в грех, может вселиться в человека,т. е.представляет опасность. На обликчёртаоказали воздействие христианские представления одьяволе:чёрт- это антропоморфное существо, покрытое шерстью, с рогами, хвостом и копытами (с одним копытом).Целостное восприятие образафразеол.основано на данном стереотипном представлении очёрте, а также о месте его потенциального проживания - окуличках. Образфразеол.через компоненткуличкисоотносится с природно-ландшафтным кодом культуры,т. е.с совокупностью имён природных объектов и элементов ландшафта. В составе образакуличкивоспринимаются как некое место без определённых пространственных координат, что в сочетании со словомчёртслужит поводом для оценки этого места как потенциально опасного.Компонентфразеол.рога, принадлежащий зооморфному коду культуры, также символически связывается в образефразеол.с потенциальной опасностью, посколькурогавоспринимаются как опасная (острая) часть тела животного, служащая многим зверям защитой от нападающего противника, и выступают как символ силы, агрессивности и устрашения.Образфразеол.соотносится и с пространственным кодом культуры,т. е.с совокупностью представлений о членении пространства, и создаётся пространственной метафорой, в которой глухое, не определённое точными координатами место уподобляется месту обитания нечистой силы, в данном случае -чёрта.В целомфразеол.выполняет роль эталона,т. е.меры, далеко расположенного, часто точно неизвестного и потенциально опасного места.В других европейских языках есть сходные образные выражения;напр., вофранц.- loger au diable (vauvert).автор:И. В. Захаренко

  1. у дьявола на рогахУ ЧЕРТА НА КУЛИЧКАХ ampLTНА РОГАХampGT жить быть находиться и т.п. collu У ДЬЯВОЛА НА РОГАХ collu К ЧЕРТУ ampLTК ЧЕРТЯМampGT НА КУЛИЧКИ ampLTНА РОГАampGT уехать забраться...Большой русско-английский фразеологический словарь