Финансово-кредитный энциклопедический словарь

РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ

ведущая составная часть военных расходов государства (см. Расходы военные) на подготовку вооруженных сил и страны к действиям по обеспечению обороны, их осуществлению и ликвидацию некоторых их последствий. Экономич. источники расходов государства на оборону – валовый внутренний продукт и национальное богатство страны, а в определ. случаях – внешнеэкономич. ресурсы. Среди финанс. источников расходов государства на оборону различают бюджетные и внебюджетные ресурсы. Преобладающая часть расходов государства на оборону – бюджет его министерства обороны. В России, согласно бюджетной классификации расходов на выполнение функций гос-ва, утвержденной Законом РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (1996, с доп. и изм. 1998, детализирующими и унифицирующими статьи расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранит. деятельности) основную часть бюджетных расходов на оборону в рамках функциональной классификации отражает раздел «Национальная оборона», состоящий из 5 подразделов: «Строительство и содержание Вооруженных Сил», «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки», «Участие в обеспечении коллективной безопасности государств–членов СНГ», «Военная программа Минатома РФ», «Военная помощь иностранным государствам». Расходы по каждому подразделу распределяются по прямым получателям бюджетных средств, в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Такую группировку расходов отражает ведомственная классификация. Главным получателем бюджетных средств по разделу «Национальная оборона» (первые 3 подраздела) является Министерство обороны РФ (МО РФ). Кроме того, бюджет МО РФ формируют расходы, относящиеся к др. разделам: «Проведение военной реформы», «Социальная политика» (пенсии военнослужащим), «Утилизация и ликвидация вооружений», «Поддержание мобилизационной готовности экономики», «Международная деятельность». Всего по МО РФ предусмотрено более 30 целевых статей, в т.ч. свыше 15 статей по разделу «Национальная оборона». Три статьи отражают затраты на ден. содержание военнослужащих и гражданского персонала и на обеспечение личного состава. Большинство др. расходов на содержание вооруж. сил объединено в статью «Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск». Отдельно показываются расходы на НИОКР, закупки, ремонт вооружений, стр-во военных объектов и др. Расходы на утилизацию и ликвидацию вооружений сформированы по видам вооружений: ядерные, химич. и обычные вооружения. В качестве целевых статей по разделу «Проведение военной реформы» выделяют мероприятия, осуществляемые в рамках военной реформы, включая закрытие (консервацию) военных баз и объектов, а также ден., жилищное и пр. виды обеспечения увольняемых военнослужащих. В статьях приводятся более 120 видов расходов. По статьям ден. содержания личного состава выделены расходы на центр. аппарат. Детализированы расходы на обеспечение личного состава и на боевую подготовку и материально-технич. обеспечение войск (продовольств., вещевое обеспечение, закупки горюче-смазочных материалов, содержание и эксплуатация вооружения и военной техники, эксплуатация и текущий ремонт объектов в разбивке по их типам и др.). По статьям расходов на НИОКР, закупки и ремонт вооружений предусмотрена стандартная разбивка по видам вооружения и военной техники (авиац. техника, артиллерия, корабли и др.). Довольно широкий состав расходов характерен и для др. статей. Виды расходов привязаны к экономической классификации, к-рая едина для всех бюджетополучателей. Экономич. классификацию формируют предметные статьи, разбитые на подстатьи и на элементы расходов, детализирующие расходы на оплату труда служащих и разл. услуг (связи, трансп., коммун. и др.), приобретение предметов снабжения и расходных материалов, капит. вложения (приобретение оборудования, капит. стр-во и др.), трансферты населению и т.д. На базе классификации федер. бюджета составляется смета расходов МО РФ, к-рая может предусматривать дальнейшую детализацию видов расходов в рамках соотв. элементов экономич. классификации и их распределение по прямым получателям средств из бюджета МО РФ. Часть средств, выделяемых из федер. бюджета Российской Федерации на расходы по разделу «Национальная оборона», проходит по бюджетам др. мин-в и ведомств. Для межгосударственных сопоставлений расходов на оборону среди множества показателей особое значение имеют: размер расходов на оборону; уровень расходов на оборону. Размер расходов на оборону – абсолютная сумма расходов на нац. оборону, законодательно установленная на тот или иной финансовый год, – отражает масштабы отвлечения ресурсов на оборону. Может выражаться в текущих или сопоставимых ценах (ценах базового периода) в нац. валюте (для межгос. сопоставлений – в др. валютах). На размер расходов на оборону наибольшее влияние оказывают: соврем. развитие военного дела; требования принятых военных доктрин к боевому потенциалу и боевой готовности вооруж сил; междунар. обстановка; географич. и геополитич. положение страны; экономич. и финанс. возможности гос-ва. Уровень расходов на оборону – доля расходов государства на оборону в общих расходах гос. (федер.) бюджета или валовом внутреннем продукте страны. Уровень расходов на оборону характеризует степень военнофинанс. и военно-экономич. напряжения страны. Его оптимальное определение имеет для государства важное политич., социально-экономич. и военное значение.

  1. расходы на оборонустатья расходной части государственного бюджета. За счет этих средств осуществляется текущее содержание Вооруженных Сил приобретение военной техники проведение научноиссл...Большой экономический словарь
  2. расходы на оборонуdefense expenditures defence outlay defense spending...Русско-английский словарь политической терминологии
  3. расходы на оборонуdefence expenditure...Русско-английский экономический словарь
  4. расходы на оборонуgastos para la defensa...Русско-испанский экономический словарь
  5. расходы на оборонуVerteidigungsausgaben...Русско-немецкий экономический словарь
  6. расходы на оборонуРАСХОДЫ НА ОБОРОНУ defence spending Военные расходы государства. В действительности провести грань между военными расходами на национальную оборону проведение наступатель...Экономический словарь