Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГ НА ДОХОД БАНКОВ

введен в РФ с 1 янв. 1992. Отменен с 1 янв. 1994 (см. Налог на прибыль банков). Плательщиками Н. на д. б. являлись: коммерч. банки; кредитные учреждения, получившие лицензию ЦБ РФ на осуществление отд. банковских операций; Банк внешней торговли РФ; Сберегательный банк РФ; специальные банки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответств. законодательными актами Российской Федерации для финансирования отд. целевых федеральных, региональных и иных программ; банки с участием иностранного капитала, иностр. банки и филиалы банковнерезидентов, получившие лицензию ЦБ РФ. ЦБ РФ и его учреждения не признавались плательщиками налога. Объект налогообложения – доходы банка без учета полученного в установленном порядке НДС, включая: начисленные и полученные проценты по ссудам; полученную плату за кредитные ресурсы; комиссионные и иные сборы по банковским и прочим операциям и услугам (в частности, по аккредитивным, инкассовым, переводным, гарантийным операциям, за услуги по корреспондентским отношениям, по ведению счетов, за информац., консультац., экспертные, трастовые услуги); доходы по валютным, лизинговым и факторинговым операциям; доходы от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах; платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банка; проценты и комиссионные сборы, полученные за прошлые (по отношению к отчетному) годы, и востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые (по отношению к отчетному) годы; плату за услуги, оказанные населению; платежи за инкассацию; доход от реализации основных фондов и иного имущества банка (определялся как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иного имущества, увеличенная на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом Верховным Советом РФ; при этом первоначальная стоимость имущества не применялась к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам); денежные средства, материальные и нематериальные активы, товары народного потребления и иное имущество, переданное банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов за полученный кредит; пр. доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных операций и сделок, иной хозяйств. деятельности, а также взысканные (полученные) банком пени, штрафы и неустойки. Доходы, полученные банками в иностр. валюте, подлежали налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях (путем пересчета в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день получения дохода). Налоговая база по Н. на д. б. определялась путем уменьшения суммы доходов, перечисленных выше, на сумму след. расходов: сумм, причитавшихся к уплате в бюджет в виде налогов (в частности, налога на имущество предприятия, земельного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств); платежей, внесенных в гос. социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также др. обязательных платежей; начисленных и уплаченных процентов в пределах ставки, устанавливаемой ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта; уплаченных комиссионных сборов за услуги и корреспондентские отношения в пределах, устанавливаемых ЦБ РФ; расходов, связанных с осуществлением валютных операций; процентов и комиссионных сборов, уплаченных в счет прошлых (по отношению к отчетному году) лет, и возврата процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов за прошлые (по отношению к отчетному) годы; амортизац. отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода, по нормам, утверждаемым в установленном порядке; сумму износа нематериальных активов, начисленного по нормам, рассчитанным банком исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности банка (норма износа нематериальных активов, срок полезного использования крых невозможно было определить, устанавливалась в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности банка); расходов по аренде основных фондов в размере амортизац. отчислений на их полное восстановление, а нематериальных активов – в размере стоимости суммы начисленного износа; расходов на рекламу, оплату консультац., информац. и аудиторских услуг; расходов по эксплуатации зданий, оборудования и инвентаря, принадлежащих банку и арендованных им, в т.ч. платы за отопление, освещение, пожарную и сторожевую охрану, на ремонт (при этом расходы на оплату труда не учитывались); расходы на служебные командировки, представительские расходы в пределах норм, установленных Правительством РФ; операционных, канцелярских, почтово-телеграфных расходов, расходов по перевозке и хранению денежных средств и ценностей, а также платы др. банкам за расчетнокассовое обслуживание и услуги вычислительных центров. От налогообложения освобождались след. доходы: проценты по кредитам, предоставленным Правительству РФ, ЦБ РФ и Банку внешней торговли РФ или под их гарантии; проценты и дивиденды, полученные по гос. облигациям и иным гос. ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размещению гос. ценных бумаг. Налоговая база уменьшалась на суммы: отчислений в фонд страхования депозитов в коммерч. банках, фонд страхования коммерч. банков от банкротства (по 1% от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов); затрат, осуществленных в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления нормативами на содержание находившихся на балансе банков объектов жилищной и социально-культурной сферы (объекты здравоохранения, дома престарелых и инвалидов, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, спортивные сооружения, учреждения образования и др.), а также затрат банков на эти цели при их долевом участии в содержании указанных объектов (в пределах норм, утвержденных органами местного самоуправления, на территориях к-рых находились указанные объекты и учреждения); взносов, направленных на благотворительные цели (в частн., в экологические, оздоровит., образоват. и др. фонды и общественные объединения, общественным организациям инвалидов, домам престарелых и инвалидов, религиозным объединениям, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, соц. обеспечения, физкультуры и спорта) в пределах 1% налогооблагаемого дохода (фонды, предприятия, учреждения и организации – получатели таких средств – по окончании отчетного года были обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании; суммы, использованные не по назначению, изымались в доход федерального бюджета); затрат на технич. перевооружение, а также на строительство и реконструкцию объектов соц. инфраструктуры (льгота предоставлялась при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату). Для банков, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бух. отчета), часть доходов, направленных на его покрытие, освобождалась от уплаты налога в течение последующих 5 лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и др. аналогичных по назначению фондов, создание к-рых предусмотрено законодательством). Налоговые льготы не должны были уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%. Основная ставка налога на доходы составляла 30%. Ставка налога для банков, осуществлявших кредитные вложения в крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и др. с.-хоз. предприятия и организации агропромышленного комплекса, производившие и перерабатывавшие с.-хоз. продукцию, в размере не менее 50% от общей суммы их кредитных вложений, была установлена в размере 20%. Доходы от долевого участия в деятельности др. банков и предприятий, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежавшим банку, облагались налогом у источника выплаты по ставке 18%. Сумма налога определялась плательщиками самостоятельно исходя из величины налоговой базы (с учетом предоставленных льгот по налогу) и установленных ставок налога. В течение квартала плательщики производили авансовые взносы налога в бюджет, исчисленные из предполагаемой суммы дохода за налогооблагаемый период, не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными долями в размере 1/6 квартальной суммы налога. Если суммы налоговых платежей были незначительны, то по ходатайству плательщика налоговый орган мог установить один срок уплаты в бюджет – 20 числа каждого месяца в размере 1/3 квартальной суммы налога. Ежеквартально плательщики исчисляли нарастающим итогом сумму налога исходя из фактически полученного ими дохода, подлежавшего обложению налогом, и установленной ставки. Уплата налога производилась по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса) за квартал, а по годовым расчетам – в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса) за год. Налог на доходы зачислялся в федеральный бюджет. Излишне внесенные суммы налога засчитывались в счет очередных платежей или возвращались плательщику в 10-дневный срок со дня получения его письменного заявления. Плательщики налога были обязаны представлять налоговым органам по месту своего нахождения бух. отчеты (балансы) в порядке и сроки, установленные законодательством, и расчеты суммы налога по формам, утвержденным Госналогслужбой РФ. Авансовая сумма налога на текущий год определялась исходя из предполагаемого дохода и ставки налога. Уплата налога по фактически полученному доходу за год производилась в безналичном порядке в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бух. отчета за год. Сумма дохода, полученная за пределами России, включалась в общую сумму дохода, подлежавшую налогообложению в России, и учитывалась при определении размера налога. Уплаченная за пределами России в соответствии с законодательством др. государства сумма налога на доход, полученный на территориях этих государств, засчитывалась при уплате налога на доход в России. При этом размер засчитываемой суммы не мог превышать суммы налога на доход, подлежавшего уплате в РФ по доходу, полученному за ее пределами.

  1. налог на доход банковНАЛОГ НА ДОХОД БАНКОВ по законодательству РФ уплачивают коммерческие банки кредитные учреждения получившие лицензию Центрального банка РФ на осуществление отдельных банк...Словарь финансовых терминов II
  2. налог на доход банковпо законодательству РФ уплачивают коммерческие банки кредитные учреждения получившие лицензию Центрального банка РФ на осуществление отдельных банковских операций Банк вн...Финансовый словарь II
  3. налог на доход банковНАЛОГ НА ДОХОД БАНКОВ НАЛОГ НА ДОХОД БАНКОВ по законодательству РФ уплачивают коммерческие банки кредитные учреждения получившие лицензию Центрального банка РФ на осущес...Финансовый словарь
  4. налог на доход банковпо законодательству РФ уплачивают коммерческие банки кредитные учреждения получившие лицензию Центрального банка РФ на осуществление отдельных банковских операций Банк вн...Финансовый энциклопедический словарь
  5. налог на доход банковфедеральный налог по Закону об основах налоговой системы пп. в п. ст. введенный Законом РСФСР от декабря г. О налогообложении доходов банков. В соответствии с Указом ...Энциклопедия российского и международного налогообложения