Философский энциклопедический словарь

Я, ЭГО

духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным “я” обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки совестным судом и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя “я” в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого “я”. Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту, “я” обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории. Нем. классическая философия отказалась от психологически-индивидуалистического толкования “я”, свойственного англ. эмпиризму. Но она отделила “я” от живого общественного человека и превратила в трансцендентальный субъект”. Не понимая изначально предметного характера деятельности, Фихте считал такое “я” субстанцией, абсолютным творческим началом, к-рое полагает не только самого себя, но и все сущее как свое “не-я”. Развивавший диалектику объективный идеализм истолковал общественную сущность человеческого “я” как стоящую над конкретными людьми отчужденную силу — мировой разум (Гегель) и т. п. Иррационализм воспроизвел ощущение личности в буржуазном об-ве, сталкивающейся с отрицанием в ней “я”. Но иррациональная т. зр. на индивида лишь увековечивает ситуацию отчуждения. Фрейдизм выразил расщепленность личности в условиях капитализма, биологизацию побуждений как погруженность “я” в “оно” (царство слепых влечений), а искаженное восприятие индивидом своей собственной общественной сущности — как результат контроля враждебного ему “сверх-я”. В классово-антагонистических формациях расщепление и отчуждение деятельности действительно ведет к обезличению индивида, к утрате им своего “я”. Поэтому в основе преодоления ложных концепций “я” лежит реальная борьба за утверждение человеком себя в качестве творца общественных отношений и норм жизни об-ва. Самое полное и свободное проявление в каждом человеке его человеческого “я” становится возможным при гармонизации его личностного мира по критериям безусловных ценностей. Доминантность на других (в смысле А. А. Ухтомского) делает его не “своецентричным”, а творчески-открытым.

  1. я (эго)неизменная часть человеческого сознания с которой человек соотносит многообразие своих состояний. Человеческая личность осознает себя как Я и находится в этом качестве в ...Евразийская мудрость от А до Я
  2. я, эголат. Ego сфера личности характеризующаяся внутр. осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Результат выделения человеком самого себя и...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  3. я (эго)неизменное в нас как бы ни менялось все остальное в нашей душе. Это средоточие индивидуальной личной жизни субъект способный мыслить познавать оценивать переживать приним...Краткий религиозно-философский словарь
  4. я эгоОдин из важнейших терминов в истории развития психоаналитической теории. Принято различать раннее и более позднее значения Я применяемые до настоящего времени. В ранних р...Психоаналитические термины и понятия
  5. я (эго)согласно психоаналитической теории та часть человеческой личности которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляе...Философский энциклопедический словарь II