Философский энциклопедический словарь

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА

нидерл. философ-материалист. За религиозное свободомыслие был отлучен от еврейской церковной общины Амстердама. С.— создатель геометрического метода в философии. Учение С. сложилось в исторической обстановке, сделавшей Нидерланды после освобождения от ига исп. феодальной монархии передовой капиталистической страной. Вместе с передовыми умами 17 в.— Ф. Бэконом и Декартом — С. целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников С. дополнил учением о свободе: он показал, как возможна — в рамках необходимости — человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для С. стало его учение о природе. В противоположность дуализму Декарта, С. считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя (causa sui,), не нуждающаяся для своего бытия ни в чем др. Как “природа творящая”, она есть субстанция, или, как он ее называл, бог. От субстанции — бытия необусловленного С. отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) — как телесных, так и мыслительных. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах или аспектах. Но наш конечный человеческий рассудок постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как “протяжение” и как “мышление”. Это атрибуты субстанции среди др. ее атрибутов, число к-рых бесконечно и к-рые нам неизвестны. Учение С. об атрибутах субстанции в целом материалистично, но метафизично, т. к. движение С. не считает атрибутом субстанции. На этих положениях С. построил учение о человеке. Согласно С., человек — существо, в к-ром модусу протяженности — телу — соответствует модус мышления — душа. И по тому и по др. модусу человек — часть природы. В учении о модусе души С. свел всю сложность психической жизни к разуму и к страстям, или аффектам,— к радости, печали и вожделению. Волю он отождествил с разумом. Поведением человека движет, по С., стремление к самосохранению и к собственной выгоде. С. отверг идеалистическое учение о свободе воли, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Однако, по учению С., свободной может быть не народная масса, но лишь мудрец. В учении о познании С. продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом знания и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он считал непосредственное усмотрение истины, или интуицию ума. При этом критерием истины он объявил — вслед за Декартом — ясность и отчетливость. Велика роль С. в развитии атеизма и свободомыслия. Цель религии, согласно его учению,— не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. В учении об об-ве С.— продолжатель Гоббса. Однако в отличие от последнего, высшей формой власти он считал не монархию, а демократическое правление и ограничивал всевластие государства требованиями гражданских свобод. С. оказал сильное влияние на метафизический материализм 17—18 вв., а его свободомыслие — на развитие последующего атеизма. Высокую оценку философским взглядам С. дал Энгельс: “Нужно признать величайшей заслугой тогдашней философии... что она, начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего” (Т. 20. С. 350). Осн. соч.: “Богословско-политический трактат” (1670) и “Этика” (1677).

  1. бенедикт спинозаНидерландский философ пантеист. Мир по Спинозе закономерная система которая до конца может быть познана геометрическим методом. Основные сочинения Богословскополитически...100 великих мыслителей
  2. бенедикт спинозаSapyx Нидерланд. философматериалист. Согласно учению С. природа отождествляемая с богом единая вечная и бесконечная субстанция обладающая протяжением и мышлением она е...Атеистический словарь II
  3. бенедикт спинозаголл. философ. Род. в Амстердаме в еврейской купеческой семье получил религ. образование под руководством раввинов. В г. был изгнан из еврейской общины за вольнодумство....История и философия науки. Энциклопедический словарь
  4. бенедикт спинозаде голландский философ Амстердам Гаага . Сын еврейского торговца он получил блестящее образование. Его достаточно свободное отношение к религиозной традиции послужило п...Сверхкраткий философский словарь
  5. бенедикт спинозаБенедикт Спиноза гг. философпантеистБегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека как и битву иными словами человек свободный выбирает бегство...Сводная энциклопедия афоризмов
  6. бенедикт спинозанидерландский философ. Один из главных творцов метафизики своего века которая включает учение о бытии о принципах знания являющихся введением в разработанную им этику и с...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  7. бенедикт спинозанидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца. После смерти отца примкнул к религиозным оппозиционным кругам вольномыслия за что еврейская община подверглаего...Философия науки и техники
  8. бенедикт спинозаSpinoza dEspinosa Бенедикт Барух ноября февр. нидерл. философматериалист пантеист и атеист. Род. в Амстердаме в семье купца принадлежавшего к евр. общине. Возглавив...Философская Энциклопедия (в 5 томах)