Философский энциклопедический словарь II

ФЕЙЕРБАХ (FEUERBACH) ЛЮДВИГ АНДРЕАС

(род. 28 июня 1804, Ландсгут ум. 13 сент. 1872, Рейхенберг, близ Нюрнберга) нем. философ, младогегельянец, считал философию наукой о естественно понятой действительности в ее истине и универсальности. Истина, действительность, чувственность, по Фейербаху, тождественны. Путь к истине это не материализм и не (теоретический) идеализм, не физиология и не психология; физическое и психическое образуют в человеке динамическую целостность, которая может быть разложена только в абстракции. Антропология есть также теология как продукт человеческого духа. Бог есть не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального, т.е. действительного, телесного человека, и опредмеченная, т.е. созерцается и почитается как некая другая, отличная от него, самостоятельная сущность. Человек есть *истинный ens realissimum* (реальнейшее сущее, Бог). Сущность человека разум, воля и сердце. Старый непреодолимый разлад между посюсторонностью и потусторонностью должен быть снят, чтобы человечество всей душой, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и своем настоящем. Если мы больше не будем верить в лучшую, потустороннюю жизнь, а будем стремиться к лучшей посюсторонней жизни, но не поодиночке, а объединенными силами, то мы создадим такую жизнь. При этом мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную истинную религию, на место веры в Бога веру человека в самого себя. Осн. произв.: *Das Wesen des Christentums*, 1841 (рус. пер. *Сущность христианства*, 1955); *Das Wesen der Religion*, 1851 (рус. пер. *Сущность религии*, 1955); *Teogonie*, 1857; *Die Unsterblichkeitsfrage*, 1846 (рус. пер. *Вопросы о бессмертии души*, 1955); *Избр. философские произв.*, т. 1-2. М., 1955.