Философский энциклопедический словарь II

ГАРТМАН (HARTMANN) НИКОЛАЙ

(род. 20 июля 1882, Рига ум. 9 окт. 1950, Гёттинген) нем. философ; с 1931 профессор в Берлине, с 1945 в Гёттингене. Сначала принадлежал к марбургской школе, но затем отошел от нее, т. к. не разделял ее рационалистического субъективизма, согласно которому познание есть создание предмета, а мышление и бытие одно и то же. Познание является скорее постижением в-себе-сущего, которое наличествует до и независимо от всякого познания (у Гартмана всегда говорится больше о категориях бытия, чем о категориях познания) и ведет за пределы сознания к явлениям действительности. Согласно Гартману, в философии речь идет, следовательно, об исследовании мира явлений, состоящего из различных слоев бытия (неорганического, органического, духовного), из которых каждый высший слой коренится в низшем, не будучи последним полностью детерминированным (см. Учение о слоях). При этом во всех областях существуют проблемы, которые неразрешимы до конца, собственно метафизические проблемы, принадлежащие к проблемному мышлению, названному Гартманом апоретикой: осн. формы бытия (существование, жизнь, сознание, дух, свобода и т. д.) вечно остаются загадочными, непознаваемыми, трансинтеллигибельными, гносеологически иррациональными. Только исходя из проблемного мышления, можно перейти к мышлению систематическому, к теории философской онтологии. Мир, в сущности, есть лишь один мир. Приписывать этому мировому единству некую *идею*, напр. в форме *Бога*, было бы опрометчиво (см. Атеизм). Фундаментальную онтологию Хайдегтера, ставящую вопрос о смысле бытия, Гартман считает с самого начала ошибочной. К метафизическим, неразрешимым до конца вопросам философии относится также вопрос о положении человека между действительностью и идеальным требованием, между каузальной, реальной детерминированностью и телеологической ценностной детерминированностью. Только через человека ценности воздействуют телеологически детерминирующим образом на каузально детерминированный мир, отсюда возникает власть человека над вещами, позволяющая ему вмешиваться в естественный ход событий и изменять его по своей воле. В своей *Этике* (1926), самом характерном для Гартмана произв., где он проводит некоторые идеи Макса Шелера, Гартман развивает материальную этику ценностей, в которой пытается обнаружить смысл и содержание *добра* и пути осуществления его в жизни. Осн. произв.: *Grundzьge einer Metaphysik der Erkenntnis*, 1921; *Ethik*, 1926; *Das Problem des geistigen Seins, Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaft*, 1933; *Zur Grundlegung der Ontologie*, 1935; *Mцglichkeit und Wirklichkeit*, 1938; *Neue Wege der Ontologie*, 1942; *Die Anfдnge des Schichtungsgedankens in der alten Philosophie*, 1943; **Leibniz als Metaphysiker*, 1946; *Philosophie der Natur*, 1950; *Teleologisches Denken*, 1951; *Дsthetik*, 1953 (рус. пер. *Эстетика*, 1958); *Einfьhrung in die Philosophie (Vorlesungsnachschrift)*, 1950; *Philosophen-Lexicon*, Bd. l, 1949 (в этой работе Гартман дал краткое изложение своей философии).

  1. гартман (hartmann) николайГАРТМАН Хартман Hartmann Николай немецкий философ основоположник т. н. критической онтологии. Развил объективноидеалистическое учение о слоистой структуре бытия. Разраб...Большой Энциклопедический словарь V
  2. гартман (hartmann) николайнем. философ объективный идеалист взгляды крого развивались под влиянием марбургской школы неокантианства а затем Э. Гуссерля и М. Шелера представитель совр. буржуазной а...Словарь по этике
  3. гартман (hartmann) николайнем. философ ocнoвoположник объективноидеалистического учения т. наз. критической онтологии. Согласно Г. бытие состоит из трех иерархически организованных слоев физическо...Эстетика