Философские категории

МОНИЗМ И ПЛЮРАЛИЗМ

от греч. monos один, единственный и лат. pluralis – множественный) – противоположные принципы истолкования генезиса и/или организации бытия мира, исходя из одного или нескольких независимых начал. Генетический подход ориентирован на порождающее начало, организационный – на начало системообразующее. Единственным началом может быть материя, бог (абсолют), сознание субъекта. Примерами П. могут служить древнее учение об основных стихиях (земля, вода, воздух и огонь), а в современной философии – критическая онтология Н.Гартмана, согласно которой в основе бытия лежат четыре «слоя»: неорганичекий,органический, душевный и духовный. Разновидностью П. является дуализм (от лат.dualis – двойственный), классическая форма которого представлена в философии Декарта. Дуализм исходит из существования двух независимых начал – материального и идеального. Подход коррелятивной онтологии формально может быть отнесен к П., так как она исходит из трех нередуцируемых друг к другу и взаимодополняющих друг друга начал: объективной, субъективной и трансцендентной реальности, и потому для его обозначения можно было бы испльзовать термин «триадизм». Но суть не в количестве начал. Во-первых, коррелятивная онтология отказывается от генетической трактовки начал, как и всеобщего в целом: всеобщее по определению не может ничего порождать. Во-вторых, акцент делается не на отдельные начала как таковые, но на их соотношение (взаимодействие). Любое бытие понимается как коррелят, и системообразующим началом (субстанцией) его атрибутивного каркаса и соответственно категориального каркаса онтологии как науки также является определенный коррелят: «триада бытия».