Философские категории

ИЗМЕНЕНИЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ

категории, отражающие базовые атрибуты любого сущего. И. относится к числу категорий, которые не удается определить через другие категории, в то время как без этого понятия невозможно представить себе другие «ступени» во всеобщей структуре взаимодействия.Можно дать лишь описательную, по сути тавтологическую, характеристику И.: появление того, что не было (а ведь часто категории «определяют» именно таким образом). У. есть отсутствие (небытие) изменений. Любое сущее в разных соотношениях и изменчиво и устойчиво. В разных ситуациях в разных культурах и в разные эпохи одна из этих характеристик может выходить на первый план, но это не является основанием для принципиального принижения роли одной из них (становления у Платона, устойчивости у Кратила, Ницше, Хайдеггера; или утверждения в диалектическом материализме, что движение абсолютно, а покой относителен).Такая практика некорректна, ибо и абсолютное и относительное, и изменение и устойчивость являются всеобщими атрибутами. И. есть смена состояний, и в этом отношении оно является дискретным процессом, который может быть адекватно отражен в однозначных понятиях и поддается измерению. Таково И. в определенном бытии: в объективной реальности и в объективируемой (информационной) части субъективной рельности. Но в другом отношении процесс является континуальным. Это имеет место при наличии неопределенности в объективной и субъективной реальности, а также вследствие принципиальной неповторимости начала субъективности. В этих случаях И. предстает как становление, которое не может быть схвачено рациональными средствами. - Сагатовский в.Н. Основы систематизации всеобщихкатегорий. Томск. 1973. С. 170-173; его же. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 69-70, 211-2124 его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 71-72.