Философская энциклопедия

MАHAC

MАHAC
(санскр.— ум), одно изосн.понятий др.-инд. философии; ум в самом широком смысле, охватывающий все ментальные проявления; интеллект, способность к пониманию,т. е.к осмысливанию впечатлений, воспринятых через органы чувств. и к ответу на эти впечатления; восприятие, чувство, сознание, воля;внутр.орган восприятия и познания; инструмент(способность), с помощью которого возникают мысли, а объекты восприятия воздействуют на душу(М. в отличие от атмана и пуруши принадлежит телу и, как правило, подвержен уничтожению, гибели). М. часто помещают в сердце(уже в «Ригведе»)— средоточие ментальной деятельности.
Согласно учению ньяи, М. — тонкая, неделимая, вечная субстанция, не имеющая частей, служащая душе инструментом восприятия психич. явлений. Он бесконечно мал, подобен атому. М. — этовнутр.восприятие, противопоставленное внешнему(бахья); оно возникает при контакте М. с психич. состояниями. Вместе с пятьювнеш.чувствами М. образует шесть органов познания, но в отличие от них он лишён материальности.Ум, как и тело, отличны от «Я». Для вайшешики М. — последний(девятый)вид субстанций, неощутимое начало, существование которого выводится на основании особых рассуждений. В санкхье М. понимается какцентр.орган, руководящий деятельностью органов познания и органов действия; М. состоит из частей и может находиться в одноврем. контакте снеск.чувствами; он придаёт определённость чувств. восприятиям. М. — сложный продукт пракрити, подвержен возникновению и уничтожению. В йоге М. вместе с эмпирич, «Я» и интеллектом составляет тонкое тело, с которым связана душа. Для последователей джайнизма М. материален, поскольку он является соединением атомов. В буддизме М., напротив, нематериален; вместе с материальным телом и бесформенным сознанием(видж-няна)он образует то целое, которое условно называется Человеком. При этом мадхьямика считает М. нереальным, тогда как йогачара исходит из реальности М.: он состоит из потока идей и выступает как единств. реальность, объекты жевнеш.мира суть лишь идеи, образы, рождённые М. Саутрантика и вайбхашика· признают реальность М. наряду с реальностьювнеш.объектов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.