Философская энциклопедия

KAMЮ

KAMЮ
(Camus)Альбер(7.11.1913, Мондови, Алжир,— 4.1.1960, Вильблевен, Франция),франц.философ, близкий к экзистенциализму, писатель и публицист. В 1934—37 состоял в компартии. В годы Сопротивления сотрудничал в подпольной газ. «Combat», которую возглавил после освобождения отнем.оккупации. Повесть «Посторонний»(«L'etranger», 1942)ифилос.соч.«Миф о Сизифе»(«Mythe de Sisyphe», 1942), а затем постановки его пьес принесли К. известность. Благодаря своей публицистике, филос.-идеологич. эссе «Бунтующий человек»(«L'homme revolte», 1951), романупритче «Чума»(«La peste», 1947)идр.произв.стал одним из «властителей дум» леволиберальной интеллигенции Запада. Мучительные попытки К. оставаться «вольным стрелком», находясь в гуще политико-миро-воззренч. схваток времён «холодной войны», не примыкая, однако, ни к одному из борющихся лагерей, сказались в повести «Падение»(«La chute», 1956)икн.рассказов «Изгнание и царство»(«L'exil et le royaume», 1957), а также в «Шведских речах»(«Discours de Suede»,1958; произнесены по случаю вручения К. Нобелевской пр. 1957).
Как мыслитель экзистенциалистского толка К. прошёл путь от нигилистич. «философии абсурда» до мора-листич. гуманизма. Отправная посылка умозрения К.— трагич. переживание «смерти бога» в 20в., которая знаменовала для него утрату метафизич.смысла бытия и жизни человека. Вызванная упадком христианства «богоутрата» нашла выражение в философствовании К.: в агностич. эпистемологии(основанной на познават. стремлении к заведомо недостижимой последней истинеблагодати), в философии истории(отвергающей провиденциализм и любые учения о поступат. становлении человечества), в онтологии(принявшей вид скептич. антителеологии), в философии творчества(мыслимого как вечное оспаривание художником-творцом неприемлемого для него и несовершенного земного «творения»).
Этика К., занимающаяцентр.место в его миросозерцании, по своему складу восходит кфранц.морали-стике 16—18вв.Согласно К., опыт человеч. существо вания, неминуемо завершающегося смертью, приводит мыслящую личность к открытию «абсурда» как конечной правды своего «удела» на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в душе мужественное достоинство продолжать жить вопреки вселенскому «хаосу», обходясь без всяких доводов в пользу такого выбора, Поначалу К. провозглашал единств. подлинной ценностью полноту телесного приобщения к природе, а всегражд., духовные, нравств. ценности изобличал как неподлинные. Но, примкнув к Сопротивлению, он пересмотрел свой прежний лозунг «ничто не запрещено» в свете утверждения долга каждого перед «другими» — ближними и дальними.
В своей философии долга К. попытался обосновать учение о некоем «праведничестве без бога», опирающемся на заповедихрист.милосердия и противопоставленном нравственности, исходящей из социально-историч. установок. Тем самым К. избежал ницшеанства, но открыто выступил и против марксистскойреволюц.морали, предпочтя ей жертвенность тех, кто «истории не делает, а претерпевает» её напасти. Филос. и художеств. творчество К.— одно из свидетельств кризисной духовной атмосферы на Западе всер.20в.
Theatre, reoits, nouvelles, P.,1962; Essais, P.,1966; врус.пер.— Избранное, M., 1%9; Из филос, эссеистики, «Вопросы литературы»,1980, M 2.
В е л и к о в с к и й С. И., Грани «несчастного сознания». Театр, проза,филос.эссеистика, эстетика А. К., М.,1973; Семенова С., Метафизика исн-ва А. К., всб.: Теории, школы, концепции,в.2 — Художеств. произведение и личность, М.,1975; G inest i er P., La pensfe de Camus, [P., 1964]; Nicolas A., A.Camus ou le Vrai Promethee, P.,1966; B roch i er J. J., A. Camus philosophe, P.,1970; L o 11-mann H. R., A. Camus, P., 1978.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.