Философская энциклопедия

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ
(Epictetus — букв. «Прикупленный»: вероятно, рабская кличка) (ок. 50 — после 120) — крупный представитель позднего стоицизма. В юности Э. был рабом, получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с др. философами был выслан из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей. Сохранились четыре кн. «Бесед», «Руководство» и фрагменты.
Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Э. Теория для него — нечто вторичное; она никогда не излагается в «чистом» виде и растворена в многочисленных этических топах. Вне этики Э. довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности, к Хрисиппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Э. отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей. Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма. Философствование начинается с осознания собственного бессилия. Задача философии — врачевать больную душу и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего — «правильное пользование представлениями». Резче, чем к.-л. из стоиков, Э. подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора по отношению к представлениям.Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает». Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит», «мое»: «Меня заботит только мое, не подвластное помехам, и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично». Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной; аскетическая готовность ко всему — излюбленная тема Э. Желая стать «из человека богом», «терпи и воздерживайся», но выход всегда есть — «дверь тебе открыли». Многие мотивы Э. так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки. Э. оказал значительное влияние на европейскую моралистику.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ЭПИКТЕТ
(— рабская кличка, букв.— «Прикупленный»)(ок.50 —ок.140),греч.философ-стоик(см.Стоицизм). Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. Слушал лекции стоика Мусония Руфа. После изгнания философов из Рима Домицианом в 89 поселился в Никополе(Эпир), где проповедовал стоич. мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа; как последний, ничего не писал; жил в крайней бедности. Филос. проповеди Э. сохранились в записи его ученика Флавия Арриана. В центре их — выработка и сохранение такой нравств. позиции, при которой человек в любых условиях богатства или нищеты, власти или рабства сохраняетвнутр.независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого он должен разделить все вещи и дела на зависящие от него и не зависящие, в первых мужественно исполнять свой долг вопреки всему, вторые игнорировать. Аскетич. мораль Э., а такжевнеш.форма его «диатриб» во многом близкихрист.проповеди.
Entretiens. Texte etabli et trad, par J. Souilhe et A. Jagu, livre 1—4, P., 1949—65; врус.пер.— Беседы 3.,пер.Г. А. Тароняна, «ВДИ»,1975, № 2—4;1976, № 2.
Штаерман Е. М., Э. и его место врим.стоицизме, «ВДИ»,1975, № 2; Bonhoffer ?., Epiktet und das Neue Testament, Giessen, 1911.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ЭПИКТЕТ
(Epictetus)
(род. ок. 50, Гиераполь, Фригия – ум. 138, Никополь, Эпир) – древнегреч. философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Проповедовал идеи стоицизма: осн. задача философии – научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди – дети единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни. "Беседы», выдержки из учения Эпиктета, сохранились в записи его ученика Арриана.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ЭПИКТЕ́Т
(Ἐπίκτητος) (ок. 50 – ок. 138) – рим. философ-стоик. Род. в Гиераполе во Фригии. Будучи рабом одного из телохранителей Нерона, попал в Рим, где нек-рое время был секретарем Нерона, изучал философию под руководством стоика Мусония Руфа. Позднее освобожден и в 89 вместе с др. философами изгнан Домицианом из Рима. Обосновавшись в Эпире (г. Никополь), организовал филос. школу. Учение Э. известно по записям его ученика Арриана, собранным в работах: "Рассуждения Э." в 8 кн. (сохранились четыре), "Дружеские беседы Э." в 12 кн. (сохранились фрагменты). Соч. Э. отличаются афористичностью и образностью стиля.
Философия Э. выразила пассивный нравств. протест угнетенных классов рим. рабовладельч. общества. В ней доминирует этич. проблематика, прежде всего – проблема достижения счастья. В духе стоицизма Э. понимает высшее благо как согласие мыслей и стремлений с природой. Вселенной, с божеств. законами. Высшая цель – сознат. подчинение божеств. закону, поскольку человек есть часть природы, а разум роднит человека с богом и подчинен богу; следование разумной необходимости и является, по Э., истинной свободой. "Ты – актер в драме и должен играть роль, назначенную тебе поэтом, будь эта роль велика или мала. Если поэт назначил тебе роль нищего, постарайся и эту роль сыграть как следует, да и любую другую роль: калеки, государя или обыкновенного гражданина. Твое дело – хорошо исполнить свою роль; выбор роли – дело другого" (Encheirid, 17). Все люди, по Э., – братья, все равны перед богом, и человек – гражданин мира. Э. осуждает рабство как моральное уродство, равно разлагающее и раба и господина. Господин – игрушка страстей – менее свободен, чем раб, стойко переносящий невзгоды. Свобода достигается лишь через нравств. совершенствование человека, к-рое носит либо форму приспособления, либо форму активного неприятия действительности (соответственно осн. герои Э. – Сократ и Диоген). Достижение свободы понимается Э. как внутр. личный процесс, не зависящий от внешних условий жизни. Мн. идеи этич. философии Э. были восприняты христианством, римскими эклектич. учениями и впоследствии в кризисных ситуациях не раз пробуждали к себе острый интерес в различных странах.
Соч.:в рус. пер.: Настольные заметки стоической морали, Каз., 1883; Афоризмы Э. с прибавлением нескольких глав из его "Размышлений", СПБ, [1891]; В чем наше благо? Избр. мысли римского мудреца Э., кн. 1–4, М., 1904; Беседы Э. Отд. мысли Э., в кн.: Чертков В. Г., Рим. мудрец Э., его жизнь и учение, М., 1911.
Лит.:История философии, т. 1, М., 1940 (с. 346–52 и др. по имен. указат.); Asmus R., Quaestiones Epicteteae, Friburgi, 1889; Oldfather W. Α., Contributions towards a bibliography of Epictetus, Urbana, 1952.
M. Петров. Ростов-на-Дону.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ЭПИКТЕТ
ЭПИКТЕТ (Επίκτητος — букв. “прикупленный”, вероятно рабская кличка) из Гиераполя во Фригии (ок. 50 — после 120) — крупный представитель Поздней Стой. В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона; вероятно, в 70-х — нач. 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа, определившие содержание и стиль философствования Эпиктета. Получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в их числе был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). Сохранились 4 книги “Бесед” (Διατριβαί), “Руководство” (Έγχειρίδιον) и фрагменты. Различные названия записей Арриана (Διατριβοα, Όμιλίαι, Διαλέξεις, Σχολαί, Υπομνήματα) относились, видимо, к одному сочинению — “Беседам” (первоначально в 8 или 12 книгах). “Руководство” скорее всего составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя (см. Simpl. In Ench. praef. init.).
Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него — нечто вторичное, она никогда не излагается в “чистом” виде. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает “возврат к истокам”, в частности к Хрисаппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей (Diss. 17,9; 17; II 25 ср. Ench. 46; 52). Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (напр., Diss.
III 22). Философствование начинается с сознания собственного бессилия (П 11,1 ел.). Задача философии — врачевать больную душу (Diss. III 23, 30) и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего — “правильное пользование представлениями” (ορθή χρησις των φαντασιών — 120,14). Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора (προαίρεσις — впервые в стоической традиции он широко использует этот термин) по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: “Это меня не затрагивает” (ουδέν προς έμέ — 129,7; 24). Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, “то, что от нас зависит” (122,10; 24,5), “мое”: “Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично” (IV 13, 24). Προαίρεσις — первичный интеллектуальный акт (выбор верного принципа оценки), предшествующий суждениям о конкретных представлениях (III 22,19 sq.; 103). Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему — излюбленная тема Эпиктета. Желая стать “из человека богом” (II 19,27), “терпи и воздерживайся” (άνέχου καΐ άπέχου — Gell. N. A. XVII 19), но выход всегда есть — “дверь тебе открыли” (III 8,6). Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение “Руководства” для нужд монастырской жизни, приписываемое НилуАнкирскому; еще раньше “Руководство” использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику. Тексты: Dissertationes ab Arriano digestae. Enchiridion. Fragmenta, rec. H. SchenM. Lipsiae, 1916 (Stuttg., 2 ed. 1965); The Discources as reported by Arrian. The Manual and fragments, with an engl. transi, by W. A. Oldfather. L., 1926-28 (2 ed. 1950); Entretiens, texte établi et trad. parJ. Souilhé avec la coll. de A. Jagu, vol. 1—4. P., 1949—65; в рус. пер.: Беседы Эпиктета, пер. Г. А. Тароняна. М., 1997; Основания стоицизма, пер. В. Алексеева. СПб., 1888.
Лиг.; МаковельскийА. Мораль Эпикгета. Казань, 1912; Штаерман Е. М. Эпиктет и его место в римском стоицизме.— “Вестник древней истории”, 1975, 2, с. 197—210; BonhцfferA. Epietet und die Stoa. Stuttg., 1890 (2 ed. 1968); Jagu A. Epictиte et Platon. Essai sur les relations du Stoïcisme et du Platonisme. P., 1946; D'Agostino V. Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino, 1950 (2 ed. 1962); Bonfortef. The Philosophy of Epictète. N. Y, 1955; BodsonA. La morale sociale des dernière stoïciens. Sénèque, Epictète et Marc Aurèle. P., 1967; GretenkordJ. Der Freiheitsbegriff Epiktets. Bochum, 1981; HershbeUJ. P. The stoicism ofEpietetus. Twentieth century perspectives, ANRW II 36, 3. B.-N. Y, 1989, p. 2148-2163; Döbln R. Προαίρεσις in Epictetus.— “Ancient Phiiosophy” 1991, 11, p. 111-135; Oldfather W. A. Contributions towards a bibliography ofEpicletus. Chi., 1927.
А. А. Столяров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. эпиктетЭпиктет греческий философстоик живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается по его мнению в том чтобы сделать человека свободным и с...1000 биографий
  2. эпиктетгреческий философстоик живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается по его мнению в том чтобы сделать человека свободным и счастливым...1000+ биографических данных - словарь
  3. эпиктетЭпиктет ок. Фтософстоик из Фригии вольноотпущенник занимавшийся преподаванием в Риме впоследствии в Никополе имел большой круг учеников. Среди последних был историк Арри...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  4. эпиктетЭПИКТЕТ strongя пол. в. я пол. в. н. э. философстоик представитель Поздней Стой ученик Музония Руфа.strong Биография. strongГоды жизни устанавливаются приблизительно...Античная философия
  5. эпиктеток. ок. гг. н. э. греческий философ. Родился рабом в Гиерополе во Фригии. Впоследствии жил в Риме среди рабов Эпафродита секретаря Нерона. Ок. г. слушал лекции известн...Античные писатели. Словарь
  6. эпиктетгреч.u Epiktetosок. ок. н.э. греческий философстоик родился рабом во фригийском г. Гиерополь попав в Рим был куплен секретарем Нерона вольноотпущенником Эпафродитом. С...Античный мир. Словарь-справочник
  7. эпиктетEpktetos рабская кличка буквально Прикупленный около около греческий философстоик см. Стоицизм. Был рабом одного из фаворитов Нерона позднее отпущен на волю. Слушал ...Большая Советская энциклопедия II
  8. эпиктетEpictetus ок. ок. римский философстоик рабпозднее вольноотпущенник. Беседы Эпиктета содержащие моральнуюпроповедь центральная тема внутренняя свобода человека записа...Большой энциклопедический словарь II
  9. эпиктетЭпиктет рабская кличка буквально Прикупленный около около древнегреческий философстоик. Был рабом одного из фаворитов Нерона позднее отпущен на волю. После изгнания фи...Большой Энциклопедический словарь V
  10. эпиктеток. древнеримский философ представитель римского стоицизма. Родился во Фригии Малая Азия. По происхождению раб и был привезен в Рим в качестве раба одного из телохраните...Великие философы
  11. эпиктеток. ок. римский философ....Даты рождения и смерти известных людей
  12. эпиктеток. ок. греч. философстоик. Был рабом затем отпущен на волю. Обучался философии у Мусония Руфа. Был учителем философии в Риме до изгнания философов Домицианом в х гг....Древний мир. Энциклопедический словарь
  13. эпиктеток. ок. греч. философстоик. Был рабом затем отпущен на волю. Обучался философии у Мусония Руфа. Был учителем философии в Риме до изгнания философов Домицианом в х гг....Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  14. эпиктетEpictetus около около римский философстоик раб позже вольноотпущенник. Беседы Эпиктета содержащие моральную проповедь центральная тема внутренняя свобода человека зап...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. эпиктетгреческий философстоик живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается по его мнению в том чтобы сделать человека свободным и счастливым...Исторический справочник русского марксиста
  16. эпиктетантичный философ представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник с . Учителями философии для Э. явились стоики Музоний Руф и Эфрат. Идеалом дл...История философии
  17. эпиктетЭПИКТЕТstrongгреч. Epictetus не имя собственное а разговорное прозвище раба приобретенный античный философ представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии....История философии II
  18. эпиктетгреческий философ стоической школы Гиераполь Фригия ок. после Р.Х. Никополь Эпир ок. . О его жизни мало что известно в Риме он был рабом Эпафродита освободившегося от в...Новый философский словарь
  19. эпиктетЭпиктет Epictetus ок. гг. н.э. греч. философстоик из Фригии. Был изгнан из Рима ок. г. н.э. когда император Домициан объявил вне закона всех философов. Хотя Э. не остав...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  20. эпиктетЭпиктетstrong а м. стар. Епиктет а. Отч. Эпиктетович Эпиктетовна разг. Эпиктетыч. Производные Пикта Тета. [Греч. epiktetos приобретенный.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  21. эпиктетEpicttus родился в Гиераполе во Фригии был долгое время в Риме слугою любимца Нерона Епафродита который впоследствии пораженный его высоким умом и независимым духом даро...Реальный словарь классических древностей
  22. эпиктетгреческий философ стоической школы Гиераполь Фригия ок. после Р.Х. Никополь Эпир ок. . О его жизни мало что известно в Риме он был рабом Эпафродита освободившегося от в...Сверхкраткий философский словарь
  23. эпиктетЭпиктет ок. ок. гг. греческий философстоик родился в Гиерополе Фригия жил в Риме Свободный это тот у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому ник...Сводная энциклопедия афоризмов
  24. эпиктетгреч.em Epiktetos род. ок. н. э. во Фригии ум. ок в Эпире греч. философстоик. Был рабом затем вольноотпущенником. Э. обучал философии в Риме до того как был выслан Доми...Словарь античности
  25. эпиктетIII вв. по Р. Х. Философстоик. Я. Н. Толстому ....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  26. эпиктетЭпиктет а муж.em стар.em Епиктет а.Отч.strong Эпиктетович Эпиктетовна разг.em Эпиктетыч. Производныеstrong Пикта Тета. Происхождениеstrong Греч.em epiktetos приобретенны...Словарь личных имен
  27. эпиктетEpictetus ок. ок. римский философстоик. Был рабом позднее получил свободу последователь римского стоика Мусофия Руфа. Самостоятельная деятельность Э. .в Риме закончилас...Словарь по этике
  28. эпиктетрабская кличка букв.Прикупленный ок. ок. греч. философстоик см. Стоицизм. Был рабом одного из фаворитов Нерона позднее отпущен на волю. Слушал лекции стоика Мусония Руф...Советский философский словарь
  29. эпиктетЭПИКТЕТ Epictetus ок . ок. римский философстоик раб позднее вольноотпущенник. Беседы Эпиктета содержащие моральную проповедь центральная тема внутренняя свобода челов...Современный энциклопедический словарь
  30. эпиктеток. ок. рим. философстоик. Род. в Гиераполе во Фригии. Будучи рабом одного из телохранителей Нерона попал в Рим где некрое время был секретарем Нерона изучал философи...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  31. эпиктетпредставитель римского стоицизма раб по происхождению. Его учение было записано Аррианом до нас дошли Рассуждения Эпиктета и др. соч. Учение Э. распадается на физику логи...Философский энциклопедический словарь
  32. эпиктетЭпиктет Epiktetos ок. ок. гг. н. э. греческий философ. Родился рабом в Гиерополе во Фригии. Впоследствии жил в Риме среди рабов Эпафродита секретаря Нерона. Ок. г. слу...Энциклопедия античных писателей
  33. эпиктетЭПИКТЕТ греч. Epictetus не имя собственное а разговорное прозвище раба приобретенный античный философ представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Воль...Энциклопедия История философии
  34. эпиктетЭПИКТЕТок. ок. древнегреческий философстоик уроженец Фригии. Подлинное имя философа неизвестно греч. Эпиктет купленный. В молодости Эпиктет попал в Рим в качестве раба...Энциклопедия Кольера II
  35. эпиктетЭпиктетEpictetus . Философ стоик. Он был сначала рабом любимца Нерона Эпафродита затем был изгнан из Рима по распоряжению Домициана и жил в Эпире в г. Никополисе. Учение...Энциклопедия мифологии